Начало марта 1918 года. Уже произошла Февральская революция, а за ней — и Октябрьская. Но не произошло ещё разрыва большевиков с анархистами и левыми эсерами, Гражданская война же только-только набирала обороты.
Тем не менее, различных любопытных происшествий хватало и в это время «затишья перед бурей» (вернее «между бурями»). Так, в славном городе Саратове немаленькая такая толпа, преимущественно состоявшая из женщин, устроила... штурм местного штаба анархистов.
Разъяренные женщины кричали: «народное достояние! Ишь, что выдумали, бесстыжие!»
Анархисты боя с «женским воинством» не приняли и ретировались через черный ход.
Не прижились анархические идеалы в Саратове. Но почему?
Виной тому — фальшивка, изданная от имени анархистов неким Михаилом Уваровым, черносотенцем, владельцем чайной. Документ вещал: женщины от 17 до 30 лет с января 1918 года стали «общественным достоянием» (за исключением многодетных матерей, от пяти детей и более).
За бывшими мужьями, согласно «декрету», сохранялось право на «внеочередное пользование».
В целом «постановление» выглядело как своеобразный «бизнес-проект с элементом соцподдержки» (если, конечно, мы забудем о том, что это изначально провокация):
«§ 7. Граждане мущины имеютъ право пользоваться женщиной не чаще четырехъ разъ за неделю и не более 3-хъ часовъ при соблюденiи условiй указанныхъ ниже.
§ 8. Каждый членъ трудового народа обязан отчислять отъ своего заработка 2% въ фондъ народнаго поколения.
§ 9. Каждый мущина, желающiй воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянiя, долженъ представить отъ рабоче-заводского комитета или профессiонального союза удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.
§ 10. He принадлежащiе къ трудовому классу мущины прiобретаютъ право воспользоваться отчужденными женщинами при условiи ежемесячнаго взноса указанного въ § 8 в фондъ 1000 руб.
§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достояниемъ, получаютъ изъ фонда народнаго поколенiя вспомоществованiе въ размере 280 руб. въ месяцъ...» (с) «Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами...» / «Московские новости», № 8. 1990 год. Орфография сохранена.
Подобные «декреты» (с разными вводными, но с общим посылом) в 1918 году выпускались противниками большевиков, левых эсеров и анархистов. Саратов — лишь один из примеров. Но, возможно, имевший наиболее заметные последствия.
Ведь анархисты, разгромленные «женским воинством», решили отомстить Уварову. Вообще, им местный Совет поручил провести обыск в чайной, а Уварова арестовать. Анархисты же решили, что лучше им поступить иначе: они убили Уварова и разгромили чайную. За то, что он «опозорил анархическое движение». Впрочем, совсем скоро анархистов начнут громить уже большевики, начиная с Москвы (в апреле-мае 1918 года).
Опять же, сложно сказать, были ли это действительно «козни Уварова». Возможно, вот эти конкретные местные революционеры-анархисты, в радикализме обгонявшие большевиков, «прощупывали почву».
Вся эта история отражает противостояние между силами, которые были «правее большевиков» (от правых эсеров до черносотенцев) и «левее большевиков» (анархисты, левые эсеры, эсеры-максималисты и т.д.).
Эти ситуации с декретами про «обобществление женщин» доходили и до самого В. И. Ленина. Вождь пролетариев ругался, приказывал проводить расследования... но что творилось на местах?
На местах иногда «низовые революционные элементы» принимали эти «декреты» за чистую монету, вон ведь, в газетах печатают (а надо сказать, что многие региональные газеты эсеров или даже кадетов продолжали пока работать). Процесс социализации женщин (образование, избирательные права, возможность «спокойного развода», выбор профессии и т.д.) воспринимался некоторыми «революционерами» в самом примитивном смысле.
«Публикации такого рода вызвали широкий общественный резонанс. Так, в Вятке правый эсер Виноградов, переписав текст «декрета» из газеты «Уфимская жизнь», напечатал его под названием «Бессмертный документ» в газете «Вятский край». 18 апреля Вятский губисполком постановил закрыть газету, а всех лиц, причастных к этой публикации, предать суду революционного трибунала.
В тот же день вопрос обсуждался на губернском съезде Советов. Представители всех партий, стоявших на советской платформе, — большевики, левые эсеры, максималисты, анархисты — резко осудили публикацию пасквиля, посчитали, что она имеет своей целью натравить темные, несознательные массы населения против Советской власти.
Вместе с тем съезд Советов отменил решение губисполкома о закрытии газеты, признав его преждевременным и чересчур суровым...» (с) А. С. Велидов. «Декрет» о национализации женщин. История одной мистификации.
Разумеется, когда Гражданская война таки разгорелась на полную мощность, «декреты о национализации женщин» были взяты на вооружение белогвардейской агитацией...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: