Найти в Дзене
Транспорт в России

МЦД-3 открывается! Как соединили Ленинградское и Казанское направления?

Оглавление

МЦД-3 (Московский Центральный Диаметр-3) готов к открытию. Уже с 15 августа поезда пойдут в тестовом режиме, а с 17 - с пассажирами.

Долгожданное строительство линии наземного метро, которая соединит подмосковные Зеленоград и Раменское, наконец-то подошло к концу. Теперь пассажиры могут приспосабливаться к новым маршрутам и гораздо меньше платить за перемещение. Обо всём по порядку...

Маршрут МЦД-3

1. В маршрут МЦД-3 не вошли Ленинградский и Казанский вокзалы. Ниже сам маршрут отмечен оранжевым цветом, не вошедшие участки - чёрным.

Маршрут МЦД-3
Маршрут МЦД-3

2. Если ехать от Зеленограда, после ст. Останкино (Ленинградское направление) поезд пойдёт по Митьковской соединительной ветви и попадёт на Казанское направление. Первая остановка на Казанском направлении - Электрозаводская. Далее поезд пойдёт до ст. Ипподром (г. Раменское).

Митьковская соединительная ветвь
Митьковская соединительная ветвь

Как соединили два направления?

1. За 4 года строительства был выполнен огромный объём работ. Самый важный участок - Митьковская соединительная ветвь (см. схему выше). Без неё запуск был бы невозможен, т. к. именно она соединяет Ленинградское и Казанское направления. Ранее там уже была железная дорога, но пропускная способность крайне маленькая, а электрифицирован был только 1 путь.

2. Был полностью перестроен Митьковский тоннель, большинство путей непассажирской станции Москва II-Митьково ликвидированы, пути электрифицированы. Теперь здесь поезда могут ходить с минимальными интервалами.

3. Удивительный факт - Ленинградское направление правостороннее (как почти все ж/д в России), а Казанское - левостороннее. Ниже представлена схема, как поезда будут "разъезжаться".

Схема соединения Ленинградского и Казанского направлений
Схема соединения Ленинградского и Казанского направлений

I. Условные обозначения:

1. Зелёные прямоугольники - платформы и вокзалы

2. Синие пути - для скорых и скоростных поездов

3. Чёрные пути - для обычных электричек и поездов МЦД-3

4. Красные пути - условно обозначенное Ярославское направление

(!) На схеме не обозначено путевое развитие, не относящиеся к схеме. Пути на головных вокзалах обозначены схематично. Масштаб не соблюдён.

Объём строительных работ

1. Помимо Митьковской соединительной ветви модернизировалась пассажирская инфраструктура. На всех станциях была полностью обновлена навигация, обновлена системы оплаты проезда.

2. Где-то пришлось строить и переключать пути, чтобы поезда не пересекались между собой, тем самым уменьшая вероятность задержки поездов.

3. Модернизировалось большинство станций, из некоторых планируют создать крупные ТПУ (транспортно-пересадочные узлы). Самые крупные - Крюково (Зеленоград) и Рижская.

Станция Крюково после реконструкции
Станция Крюково после реконструкции

4. Был с нуля построен остановочный пункт Ховрино для удобной пересадки на метро.

5. Работы велись с перспективой развития на ВСМ Москва - Санкт-Петербург.

6. Ряд остановочных пунктов был переименован для удобства пассажиров. Как правило это делалось, чтобы о. п. на железной дороги носил одноимённое название с рядом располагающейся станцией метро. Также были исключены названия "... км".

1) Планерная -> Молжаниново

2) Ховрино -> Грачёвская

3) Новая -> Авиамоторная

4) Фрезер -> Андроновка

5) 42 км -> Есенинская

6) 47 км -> Ипподром

7. Была обновлена сигнализация для движения поездов с маленькими интервалами. Теперь процесс более автоматизированный.

Ещё незаконченные работы

1. Остановочные пункты Малино и Рижская временно закрыты для пассажиров. Их реконструируют. На Рижской создадут огромный ТПУ, который объединит МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4, Большую Кольцевую и Калужско-Рижскую линии метро, а также Рижский вокзал. В перспективе здесь будет остановка поездов ВСМ Москва - Санкт-Петербург.

2. Станция Митьково в перспективе будет принимать пассажиров. Пока работы по строительству не начинались.

3. Неизвестно и о судьбе о. п. Новые Химки. Ранее планировалось, что там будет остановка поездов.

4. На ряде станций и о. п. необходимо выполнить косметический ремонт. Где-то удлинить крышу над платформой. Этим будут заниматься уже после открытия МЦД-3.

Подвижной состав

1. Всего по диаметральному маршруту (от Зеленограда до ст. Ипподром) будут ходить 30 составов. Из них 9 - "Иволги 3.0", 21 - поезда ЭП2Д "Стандарт плюс". Пока комфортных "Иволг" не так много, но со временем их количество будет увеличиваться и подвижной состав полностью будет заменён на "Иволги 3.0".

2. До Ленинградского вокзала из Зеленограда, Солнечногорска, Клина, Решетниково, Конаково продолжат ходить поезда "Ласточки-комфорт". Их там 90%. Осталось всего около 10% "Стандартов", представленных поездами ЭТ2М (до Твери по-прежнему не будет ни одного "Комфорта"). Но даже они у МТППК находятся в более-менее хорошем состоянии. И в тех, и в других можно проехать по тарифу МЦД в т. ч. до Ленинградского вокзала (о тарифах читайте далее).

3. На Куровскую, Шатуру, Черусти продолжат ходить исключительно старые поезда ЭД4М. Все они будут отправляться от Казанского вокзала.

Электропоезд ЭД4М старого образца
Электропоезд ЭД4М старого образца

4. От Казанского вокзала в сторону Рязани (до Раменского, 88 км, Голутвина и т. д.) частично будут ходить электропоезда ЭП2Д "Стандарт плюс". Но большинство электричек всё равно останутся старыми ЭД4М (всё-таки 21 состав ушёл на МЦД-3). Обновление подвижного состава началось на этом направлении в 2022 году.

5. Экспрессы ("Ласточка", "Спутник", "Скорый", РЭКС, "Фирменный Экспресс") продолжат ходить как раньше, в них нельзя будет оплатить проезд по тарифу МЦД.

-8

График движения поездов

1. Новый график движения пригородных поездов на Ленинградском и Казанском направлениях вводится с 15 августа. Он предполагает тактовое движение поездов на участке Москва - Крюково и Москва - Ипподром. Между ними 15 и 16 августа без посадки пассажиров (в тестовом режиме) будут ходить диаметральные поезда. Железнодорожники проверят работу всех систем.

2. 17 августа (ориентировочно 13:00) состоится торжественное открытие МЦД-3. Поезда по маршруту Крюково - Ипподром будут ходить каждые 10 минут. Отправления из Крюково - с 4:32 до 23:52, от ст. Ипподром - с 4:22 до 23:42. Время в пути - 2 ч 9 мин. Узнать заранее, придёт "Иволга" или ЭП2Д нельзя, по крайней мере пока.

Что делать, если нужно именно до вокзала, а не по маршруту МЦД-3?

1. Пассажирам Ленинградского направления повезло несколько больше, чем Казанского. На Ленинградском не только подвижной состав лучше, но и интервалы движения меньше. Каждые 10 минут в часы пик (во внепиковое время не более 20 минут) будут ходить обычные электрички или "Ласточки-комфорт" до вокзала со всеми остановками.

Расписание электричек Крюково - Ленинградский вокзал
Расписание электричек Крюково - Ленинградский вокзал

2. Таким образом интервал движения в часы пик на участке Крюково - Останкино составит 5 минут.

Расписание электричек Крюково - Останкино
Расписание электричек Крюково - Останкино

3. Некоторые электрички (особенно рано утром и поздно вечером) следуют по скоростным путям и останавливаются только в Химках, Сходне, Зеленограде. В них можно проехать по тарифу МЦД.

Обычные электрички со скоростью экспресса (Ленинградский вокзал - Крюково)
Обычные электрички со скоростью экспресса (Ленинградский вокзал - Крюково)

4. От Казанского вокзала до Люберец в часы пик интервалы составят 10 минут. Однако во внепиковое время - до 30 минут.

Расписание электричек Казанский вокзал - Люберцы-1
Расписание электричек Казанский вокзал - Люберцы-1

5. При этом от Казанского вокзала до Раменского в часы пик 20 минут, во внепиковое - до 40.

6. До Ипподрома ждать придётся гораздо ещё дольше, т. к. некоторые электрички с Казанского вокзала следуют только до ст. Раменское. Интервал - до 50 мин. Также есть дневные окна по будням до 2 часов!

Расписание электричек Ипподром - Казанский вокзал
Расписание электричек Ипподром - Казанский вокзал

7. Остаётся порекомендовать не расчитывать быстро уехать с Казанского вокзала и рассмотреть возможность сесть на диаметральный поезд на Электрозаводской, Авиамоторной, Выхино и др. Там интервалы небольшие.

Расписание электричек Авиамоторная - Ипподром
Расписание электричек Авиамоторная - Ипподром

Оплата проезда

Главная цель МЦД - интегрировать электрички в систему городского транспорта. Поэтому МЦД-3 разделили на 3 зоны.

Валидация карты "Тройка" и на входе, и на выходе! Иначе карта заблокируется. Стоимость разблокировки - 150 руб.

Если на станции есть турникет, приложите "Тройку" к валидатору. Если его нет, обязательно валидируйте карту в терминале. Терминалы установлены на всех платформах в пределах ст. Клин и пл. 88 км.

Оплатить "Тройкой" можно в поездах "Стандарт", "Стандарт плюс", "Комфорт" и "Иволга". В экспрессах "Тройку" не принимают и придётся покупать билет, а это значительно дороже. Например, до Зеленограда по тарифу МЦД - 65 рублей, а на "Ласточке-экспрессе" - 250 рублей.

I. Центральная

Если едете в промежутке между ст. Ховрино и Ухтомская (в т. ч. до Ленинградского и Казанского вокзалов), стоимость проезда - 50 руб. по карте "Тройка". Обеспечена бесплатная пересадка на метро, МЦК, другие МЦД в течение 90 минут после начала поездки. Также действительны ученические и студенческие льготные проездные карты Москвы.

Рассмотрим пример. Деловой центр - Ховрино

1. Вход на станции МЦК "Деловой центр"

Списание 50 руб.

2. Выход на станции МЦК "Лихоборы"

Валидация не требуется.

3. Вход на станцию МЦД-3 "Лихоборы"

Списание 0 руб.

4. Выход на станции МЦД-3 "Ховрино"

Списание 0 руб.

Итого: 50 руб.

II. Пригородная

В случае, если вы выезжаете за пределы этих станций, то в пределах ст. Крюково-Зеленоград и Ипподром (в т. ч. до Ленинградского и Казанского вокзалов), стоимость проезда - 65 руб. по карте "Тройка" Возможна также бесплатная пересадка на метро, МЦК, другие диаметры в течение 90 минут после начала поездки. Льготные карты школьников и студентов недействительны.

Рассмотрим пример. Щёлковская - Фабричная

1. Вход на станции метро "Щёлковская" (линия 3)

Списание 50 руб.

2. Выход на станции метро "Электрозаводская" (линия 3)

Валидация не требуется.

3. Вход на станцию МЦД-3 "Электрозаводская"

Списание 0 руб.

4. Выход на станции МЦД-3 "Фабричная"

Списание 15 руб.

Итого: 65 руб.

III. Дальняя

Выделена для удобства пассажиров из дальних населённых пунктов. За границами МЦД (ст. Крюково и Ипподром) до ст. Клин и Пл. 88 км соответственно можно оплатить проезд картой "Тройка". За каждую дополнительную зону придётся доплатить 30 руб. сверх тарифа МЦД 65 руб. Это дешевле, чем покупать билет на электричку. К тому же доступна бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры.

Рассмотрим пример. Третьяковская - Подсолнечная

1. Вход на станции метро "Третьяковская" (линия 8)

Списание 50 руб.

2. Выход на станции метро "Авиамоторная" (линия 8)

Валидация не требуется.

3. Вход на станцию МЦД-3 "Авиамоторная"

Списание 0 руб.

4. Выход на станции МЦД-3 "Подсолнечная"

Списание 75 руб.

Итого: 125 руб.

P. S. Не запрещается покупать обычные билеты на электрички. В исключительных случаях это будет даже выгоднее, чем платить по "Тройке". Обратите внимание, что пересадка на метро в таком случае платная!

Абонементные билеты, записанные на карту "Тройка"

Для поездки в зону "Пригород" необходимы билеты на 30, 90 или 365 дней (стоимость см. ниже). Если у вас "на 60 поездок", "на 1 сутки" или на "на 3 суток", выезд в зону "Пригород" платный - 65 рублей.

-15

Выводы

1. МЦД-3 разгрузит "Комсомольскую". Пассажиры смогут выбирать новые маршруты.

2. Расходы большинства пассажиров сократятся, не надо будет стоять в очереди в кассу за билетом или покупать его в приложении. Достаточно приложить "Тройку" к турникету.

3. В границах МЦД-3 на расписание можно и не смотреть. Интервал 10 минут совсем небольшой, можно и подождать следующую электричку.

Спасибо за прочтение статьи.