Одна из старейших оптических иллюзий находится в храме Айраватесвара в Индии и восходит к дравидийской архитектуре XII века. Но прежде чем мы окунемся в ее загадочное происхождение, самое время для главного вопроса: а какое животное первым заметили вы?
Причудливый барельеф, изображающий слона и быка с единой головой, был вырезан в камне не менее 850 лет назад, что, однако, не помешало ему сохранить свой первозданный вид. Этот древнейший пример иллюзии в искусстве положил начало другим двусмысленным головоломкам (например, знаменитой картинке с кроликом и уткой, которая впервые появилась в немецком иллюстрированном журнале «Летучие листки» в 1892 году).
Но на этом история иллюзий и оптических загадок, конечно, не заканчивается (как и воображение их создателей). Творческие люди разных эпох не уставали искать хитрые способы заставить зрителей воспринимать плоские фрески и картины как имеющие рельеф. Первые свидетельства о таких изысканиях относятся к каменному веку: согласно им, художники, украшавшие стены и крышу пещеры Альтамира около 20 000 лет назад, использовали естественные выпуклости скалы, чтобы придать своим нарисованным парнокопытным объем и глубину.
Первую же «практическую» иллюзию придумал Герон Александрийский — греческий механик и математик, живший во второй половине I века н. э. К счастью для нас, его изобретательность не знала границ: помимо автоматического театра кукол и арбалета, который мог перезаряжаться без участия стрелка, к его инженерным открытиям относится паровая турбина, прозванный им эолипилом, то есть «шаром бога ветров Эола». Машина помогала открывать двери священных храмов, что являлось большим секретом и создавало фантазию о божественном вмешательстве. Когда вода закипала, пар проходил по трубам и приводил в действие веревочный механизм. Никто, кроме жрецов, проводивших церемонии, не знал, что двери отворяются отнюдь не по милости небожителей, — deus ex machina в действии.
А вы слышали про эти иллюзии? Делитесь в комментариях!