Продолжаю рассказа о безумной жизни Курта Гёделя. Часть первая и вторая:
Второй нервный срыв
Сам Гедель позже назвал 1936 год “одним из трех худших в моей жизни”. По возвращении в Вену его состояние не улучшилось, а, скорее, продолжало ухудшаться. Он снова провел время в санатории, на этот раз в течение нескольких месяцев в учреждении под названием Рекаинкель к западу от Вены.
22 июня коллега Курта Геделя, Мориц Шлик, был убит бывшим студентом Иоганном Нельбеком.
Нелбек выпустил в профессора 4 пули, которые попали в грудь. Шлик погиб на месте. Ранее убийца лечился от психического расстройства, однако суд счёл его вменяемым и приговорил к 10 годам заключения. Мотивы убийства были неоднозначны. С одной стороны, причиной называлась антиметафизическая установка философии Шлика, которая подрывала моральные ценности. С другой, ревность к студентке Сильвии Боровицке. После аншлюса убийца Шлика был помилован и работал в нефтяной отрасли.
Гёдель тяжело переживал смерть Шлика, пытался восстановить путь и мотивы убийцы. В архивах Геделя потом найдут записи, которые укажут на то, что Курт пытался приобрести книги по токсикологии. Кроме того, из библиотечных записей того времени биографы определят, что математик углубился в чтение на различные темы, связанные с медициной и психиатрией, такие как фармакология, физиология, психиатрия, неврология.
Впрочем, психические проблемы Геделя, вероятно, начались с ипохондрии. Он щепетильно относился к своему здоровью, обращал внимание на мельчайшие детали своей диеты и работу своего кишечника. В течение более, чем двух десятилетий он вел температурный дневник и записывал все случаи употребления слабительного (гидроксида магния).
Кроме того, он панически боялся случайного, а потом и умышленного отравления. Его брат Рудольф предположил, что этот страх (иофобия) мог возникнуть из-за того, что Гедель вырос в Вене, где для отопления квартир часто использовали уголь, а случаи отравления угарным газом не были редкостью.
Несмотря на то что эта фобия могла показаться иррациональной, она заставляла его избегать употребления продуктов, которые он считал потенциально опасными. Это, в свою очередь, приводило к недоеданию, что также влияло на его эмоциональное состояние. В течение этого периода, как подтверждали его жена Аделаида Веблен и друг Карл Менгер, он чрезмерно работал до полного истощения, что сказывалось и на общем уровне тревожности.
К весне 1937 года после нескольких лечебных сессий в санаториях Гедель почувствовал, что его состояние здоровья улучшилось, и решил возобновить чтение лекций. Он разработал курс по аксиоматической теории множеств в Венском университете. Курс был дважды перенесен из-за болезни Гёделя, но в мае 1937 года всё же состоялся.
Узнав эту позитивную новость, Джон фон Нейман написал письмо Геделю 13 июля 1938 года и предложил ему вернуться в Принстон, пригласил опубликовать свою недавно сформулированную статью об аксиоме выбора в "Анналах математики".
Личная жизнь
Примерно в 1937 году у Геделя начались романтические отношения с Адель Туснельдой Поркерт (1899-1981), с которой он был знаком более десяти лет. Адель в прошлом была замужем, но брак был коротким и закончился в 1928 году. На момент знакомства с Геделем она работала секретаршей и танцовщицей в кабаре.
Их отношения вызывали негодование матери Геделя, так как Адель была старше Геделя на шесть лет и разведена. Тем не менее, 20 сентября 1938 года они поженились. Оскар Моргенштерн вспоминал, что Адель заботилась о Геделе и даже помогала ему восстановить вес, который был утрачен из-за болезней. Биографы отмечают, что Адель стала одним из самых верных помощников Гёделя, наряду с Джоном фон Нейманом, Эйнштейном, Вебленом и Моргенштерном.
В начале января 1938 года, во время короткой поездки в Европу, Джон фон Нейман встретился с Куртом Геделем, чтобы обсудить возможное возвращение в Принстон. Встреча состоялась 23 января в отеле в Вене. В то время Гедель занимался исследованиями, связанными с непротиворечивостью аксиомы выбора и континуум-гипотезой Георга Кантора , что было очень интересно для фон Неймана. Гедель доказал, что отрицание гипотезы континуума не может быть доказано в стандартной теории множеств, что стало важным прорывом с значительными последствиями для математики в целом.
В это время в Австрии возобладала позиция сторонников германского нацизма. Канцлер Австрии Шушниг объявил референдум о возможном союзе, но под давлением Гитлера референдум был отменен. 12 марта 1938 года Германия осуществила аншлюс Австрии.
Хотя неизвестно, как именно эти события повлияли на Геделя, в его переписке нет ни одного упоминания о нацистском перевороте. Оставаясь в Вене, он, по всей видимости, весь зимний и весенний семестры 1938 года уделил подготовке рукописи, которая позднее станет известна как монография "Постоянство гипотезы континуума".
Третья поездка в США
Курт Гедель вступил в брак с Адель 20 сентября 1937 года. Совсем скоро после этого, в начале октября, он отправился в свой третий визит в Америку. На этот раз он путешествовал на корабле "Нью-Йорк", который отправился из Германии 6 октября и достиг Нью-Йорка через 10 дней. Адель осталась в Вене.
В ноябре 1938 года сообщение о результатах Геделя по непротиворечивости арифметики было отправлено в журнал Proceedings of the National Academy of Sciences. Примерно в то же время он начал читать лекции о своей работе по теории множеств, включая непротиворечивость гипотезы континуума и аксиомы выбора. Весной 1939 года он преподавал в Университете Северной Дамы в Индиане.
Затем Гедель вернулся в Европу на корабле "Бремен" в июне 1939 года, чтобы воссоединиться со своей женой. В сентябре 1939 года началось немецкое вторжение в Польшу, и в ответ Великобритания и Франция объявили войну нацистской Германии. Гедель тогда находился в Вене, готовясь к возможному призыву в действующую армию. Несмотря на тяжелый психический анамнез, его признали годным для гарнизонной службы. К середине сентября он ожидал отправки на службу..
О том, как Курту Гёделю удалось избежать мобилизации в ряды Вермахта, Вы узнаете в следующем материале.
- Спасибо за внимание!