Сопливая с осипшим голосом и синяком под глазом, но счастливая вернулась моя дочь из загородного лагеря, где провела три недели. Об условиях пребывания и стоимости путёвок в детский лагерь я уже писала, поэтому здесь повторяться не буду, если кто-то не читал, но заинтересуется, ссылку на ту статью оставлю в конце этой.
Не все дети остались до конца смены, кто-то сбежал уже в первые дни, а кто-то почему-то уехал всего за несколько дней до конца смены, а кто-то хотел бы уехать, но родители не согласились забрать. Не всем пришлась по нраву лагерная жизнь.
Интересное дело, но когда я пару лет назад писала о своей нелюбви к пионерлагерям и психотравмирующем опыте пребывания там, мне многие комментаторы написали, что де я слишком нежная, и что в общих спальнях и туалетах без перегородок нет ничего страшного, что лагерь – это прекрасно и лучшие воспоминания детства. А вот когда я описала нынешний лагерь дочери, большинство комментаторов посчитало, что это ужас ужасный и они ни за что не отдали бы туда своего ребёнка. А в лагере у дочки, между прочим, двери на туалетах есть и можно на унитазе сидеть в одиночестве, а не на глазах у всех, как было в том лагере, где "отдыхала" я. Вот только сидений на унитазах нет, и туалетная бумага отсутствует, так в моём детстве в принципе туалетной бумаги не было, в лучшем случае лежали резаные газеты. Моя же дочь предпочла ходить не в "королевский" туалет с унитазами, а в типично сельский нужник с дырками в полу, там очередей не было и идти до него было значительно ближе. Кстати, туалетная бумага в туалетах появлялась в дни проверок Роспотребнадзора и посещения губернатора.
К умыванию на улице холодной водой моя Лилиана отнеслась терпимо, сказала, что так даже просыпаться лучше – бодрит. Вот только не удобно, когда совсем холодно или дождь идёт, один раз она поскользнулась и упала на скользкой дорожке в грязь. В душе гораздо более неприятно мыться холодной водой – там, видимо, водонагреватель и, когда попадаешь в душ после других людей, горячей воды уже нет. Но у моей дочки был опыт закаливания в жизни, поэтому она сказала, что нормально.
В туалет поздним вечером, когда темно, ходить, конечно, неприятно, но это повод собраться компанией и по пути рассказывать страшилки. Страшилки вообще прижились в лагерях, наверно, навечно. Они были в моём детстве 30 лет назад, они есть и сейчас, причём некоторые истории существенно не изменились. Все же помнят всякие "в чёрном-чёрном городе, на чёрной-чёрной улице..."?
Мне было интересно послушать местный фольклор конкретного лагеря. Например, на месте старых качелей, которые одной стороной крепились к дереву, теперь есть лишь остов опоры с одной стороны, и гвоздь, торчащий из дерева, с другой. На тех качелях как будто бы когда-то погибла девочка, упав с них, и с тех пор в ночи по лагерю разносится скрип качелей и стон девочки.
Или вот, глядя на скульптуру с фото ниже, вам страшно?
Должно быть страшно. Потому что это одна скульптура из пары. Раньше ещё и пионер стоял. Теперь его нет. Куда он делся доподлино неизвестно, возможно, разрушился и был демонтирован, а может и не было его, но лагерное предание гласит, что его уничтожила молния, и с тех пор пионерка ночью спускается со своего постамента и ищет себе в пару нового мальчика... И тот, кого она заметит – окаменеет. Впечатлительные мальчишки в сумерках носа из домика боялись высунуть.
Ночами дети поздно укладывались спать, развлекались не только страшилками, но и играми в карты. Половина прибывших в лагерь детей привезла с собой игральные карты. Карты в лагере, как водится, запрещены, но кого это остановит?
Мои дети карты уже забыли основательно, они их видели в раннем детстве. Я их использовала для обучения счёту, но забросила после того, когда на очередном освидетельствовании МСЭ мой, на тот момент 3-4-летний сын с гордостью продемонстрировал специалистам комиссии умение считать: один, два, три... девять, десять, валет, дама, король... Члены комиссии не оценили мои педагогические приёмы, уж не знаю, что они подумали, но смотрели на меня с подозрением.
Так что 11-летняя дочь в лагере заново открыла для себя карты и, обучившись в них играть, сразу по приезду принялась обучать 10-летнего брата, и уже к вечеру эта парочка мне заявила, что они будут "бухать" перед сном, то есть играть в "пьяницу".
А ещё в лагере дети приучались следить за своими вещами и аккуратно застилать постели, хаос в спальнях карался отжиманиями и неполучаниями "мечтариков" и Венниамина. Мечтарик – это валюта лагеря (по его названию, лагерь "Мечта" называется), а Венниамин – это веник, который ежедневно переходил к лучшему отряду. За Венниамина боролись и даже похищали его друг у друга по ночам.
Тапки моя дочь на ночь клала под матрас, чтобы кто-нибудь в них мыла или зубной пасты не налил. Про королевскую ночь и тренировку к ней нужно рассказывать, или все и так знают, что обычно творится?
Кстати, мне тут одна читательница писала, что в такие лагеря страшно детей отправлять, потому что, мол, бесплатные путёвки даются детям из наблагополучных семей. Смена дочери была спортивной, отдыхали преимущественно спортсмены. Один отряд вообще состоял из взрослых волейболистов, которые в жизни лагеря не участвовали, а только тренировались постоянно и тратили горячую воду в душе, периодически приходя туда не в своё назначенное время. Два отряда состояли из детей с новых Российских территорий, об этих детях с нашими детьми даже отдельную беседу проводили, чтобы не лезли с лишними разговорами, чтобы речь "фильтровали", чтобы ничего лишнего не сказали и ненароком не обидели или не спровоцировали конфликт. Но, как показалось моей дочери, дети не были конфликтными и были похожи на спортсменов, во всяком случае активно жили лагерной жизнью, но держались немного особняком, наши дети с ними не общались, частично – от греха подальше, а частично – просто так сложилось, вернее не сложилось.
Но был один сборный отряд, который как раз и состоял из всяких разных детей не спортсменов, видимо, получивших путёвки по линии соцслужбы. И вот с этими детьми возникали конфликты и споры. И тем слаще была победа над тем отрядом. Отряд дочери стал лучшим за смену, и его фото теперь в ближайшие годы будет висеть на стеле Славы лагеря.
Дочь ещё долго будет делиться впечатлениями, может быть ещё что-нибудь интересное вам расскажу. Только бы она не разболелась, правда Лилиана сказала, что это она уже выздоровела, и горло больше не болит, а сиплый голос вовсе не от болезни, а потому что она его сорвала, когда девиз отряда кричала вместе со всеми и всякие кричалки, нужно ж было все отряды перекричать, сами понимаете.
– Ну что, – спрашиваю Лилиану, – в следующий раз можно на две смены ехать, раз тебе так понравилось и не хотелось уезжать?
– Мне понравилось, но на две смены не хочу, лучше с вами куда-нибудь съездить всей семьёй.
P.S. Синяк под глазом оставил мяч, от которого дочь не успела увернуться и не смогла отбить. Теперь она ещё и волейбол с пионерболом освоила.
- Здесь статья о лагере дочери подробнее со ссылками на статьи о моём лагерном детстве: