Найти тему
Дневник кинозрителя

Выпуск 33. «Плейлист волонтёра». Волонтёрство как способ корректировки личности.

Новый сериал М. Свешникова «Плейлист волонтёра» я посмотрела с большим интересом. Но это был довольно специфический интерес, он отличался от обычного желания зрителя увидеть увлекательный фильм. Расскажу обо всём по порядку.

Едва только познакомившись с главным героем фильма Мишей Штапичем (И. Янковский), зритель сразу видит в нём классического неудачника. Штапич в свои 25 уже развёлся с женой, нигде не работает, живёт с мамой, у которой клянчит деньги. Кажется, никаких перемен в лучшую сторону в судьбе Штапича уже не будет. Но однажды он в сильном подпитии и расстройстве попал в переделку, пропал, чуть не умер и был найден волонтёрами. Я думаю, что герой Ивана Янковского захотел остаться с волонтёрами, потому что они отнеслись к нему с добротой и уважением. Штапич, чувствуя себя одиноким, как раз нуждался именно в таком отношении и хотел продлить ощущение моральной поддержки. Постепенно зритель видит в главном герое те качества, которые он никак не мог проявить в обычной жизни: начитанность и умение применить знания, полученные из книг, на практике («Аутисты всегда идут к воде»), тонкую и безошибочную интуицию как продолжение интеллекта, умение руководить людьми. В общем, в волонтёрстве Штапич проявил себя как человек с внутренним стержнем. Но для меня главным интересом в фильме «Плейлист волонтёра» были не перемены, произошедшие с героем, а возможность увидеть работу поисково-спасательного отряда изнутри.

Когда-то я уже видела организацию поисковых работ в фильме «Нелюбовь» Звягинцева. Конечно, там всё показано очень достоверно и впечатляюще, но фрагментарно. Волонтёрство у Звягинцева, безусловно, важный, но не самый главный момент. Другое дело – сериал, который весь полностью посвящён волонтёрской работе, тем более что основан он на документальной книге, а значит, обладает высокой степенью достоверности. Здесь раскрыто много подробностей, неизвестных обычному человеку, такому как я. Оказывается, волонтёры, отправляя поисковую группу, произносят числовое пожелание – «три-семь». Две счастливых цифры – краткое пожелание удачи. Оказывается, можно потеряться не только в лесу или в горах, а даже на музыкальном фестивале, где полным-полно людей. Оказывается, волонтёры могут устраивать репетиции поисков. Вот это вот меня больше всего удивило. Обалдеть просто! Какие репетиции, если реальные поиски занимают уйму времени? Когда же обычной жизнью жить? Но, как выяснилось, репетиции нужны, чтобы нивелировать отрицательный опыт, стереть трагические случаи, будто ластиком, и сделать так, чтобы они больше не повторялись. Это своего рода работа над ошибками. Оказывается, в экстренных случаях отряд может выехать для поисков даже в другой регион. В фильме поисковики выехали в Пермский край.

-2

Вот эти вот подробности волонтёрской работы были мне особенно интересны. Однако они в фильме не самое главное. Главное, на мой взгляд, в том, что волонтёрами становятся вовсе не ангелы с белыми крыльями. В отряд приходят люди абсолютно разные, и у многих из них в жизни есть большие проблемы. Например, у приятеля Штапича с позывным Хрупкий (Д. Чеботарёв) есть не только большая любовь, но и большие проблемы с законом. Штапич и сам встретил в отряде девушку, которая заставила его забыть о бывшей жене. Но с Куклой (М. Ершова) всё непросто. А вот с другой, которой он нужен, даже состоялся уговор о свадьбе…

-3

В общем, в сериале «Плейлист волонтёра» не только постоянные поиски. Если интересно, посмотрите.