Лукреций (поэт I в. до Р. Х.), когда-то изрёк, что: timor fecit deos («страх привел к созданию образов божества»).
Скрытым признаком сегодняшнего тотального скептицизма и усталости является признание за всеми религиями частичной истины, хотя при этом и утверждается, что полнота Истины явлена во Христе. Библейско-христианское понимание многообразия религиозного опыта, если мы хотим быть последовательны, говорит о размывании первичного опыта Богообщения, которое знал Адам и которое утрачивалось в его потомках до пришествия в мир Спасителя.
Сколько бы я не общался с достойными людьми, все время прихожу к одному и тому же выводу. Ну нет неверящих людей. Вера в собственные силы, оружие, дружбу, удачу, науку. Cлово "вера" имеет чётко позитивную коннотацию. Вера в лучшее будущее согревает каждого человека на скорбном пути жизни. Вера влюбленных в то, что они связаны навсегда и их любовь вечна, вплетена в саму ткань человеческой жизни. Эта вера не всегда рациональна и в этом её жизненная сила. Помните онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского: "То, больше чего нельзя себе представить" - "id quo maius cogitari nequit".
Человек состоит из веры, какова вера человека – таков и он сам. Нет ничего более мерзкого, подверженного всеобщему презрению и проклятию, как человек, предавший свою веру и доверия к нему друзей.
Вера очень близкое к понятию верность. Бог верен своему обещанию – человек верен Богу. Христианский "Символ Веры" поется новой эклессией на каждой Литургии. В конце концом, я верю не потому, что знаю о своей способности или возможности добиться желаемого результата, а верю потому, что знаю о недостаточности своих сил для того, чтобы восторжествовала Правда и победила Любовь. Я верю, потому что слишком хорошо осознаю собственную немощь. Бог нужен тогда, когда всё уже НЕВОЗМОЖНО! Если оно возможно, тогда Бог не нужен или как говорил Ницше: "Бог, умер"! Не в том смысле, что Бог умер, а в том, что людям Он больше не нужен.
Кто больше нуждается в Боге, как в невозможном? Солидные господа или люди, оказавшиеся под завалами режущего метала и тяжелейших камней, утопающие, страдающие, гонимые, убиваемые? Пока пузаны помахивали кадилом и чревовещали "глаголы жизни вечной", пророка Исаию деревянной пилой распиливали в Храме Соломоновом. Вера там, где только ты и Он! Где Тишина! Где есть Слышащий и Внимающий!
В главе 3 книги Притч. ст. 3 – 4 узнаем, что «милость и истина» - сакральный смысл и тайна того, как Бог желает относиться к человеку и желает, чтобы люди относились также к друг другу. «Пойдите, научитесь, что значить: милости хочу, а не жертвы». (Мф. 9;13). В этом и смысл тотальности веры.
Мне могут возразить, что вера слепа. Как писал Станислав Сенькин: "Верующие никогда не произносят в своём выборе слово "слепой", маскируя его пафосом, сопровождающим это принятие, но это именно лежащий в основе мировоззренческой рефлексии слепой выбор и слепая вера. Поэтому с верующим невозможен нормальный диалог - он интеллектуально слеп и глухой к доводам разума.
Человек думающий находится в процессе познания, человек верующий уже "познал истину" и всегда психологически стремится занять в любом споре верхнюю позицию, хотя в жизни может быть тупым как пробка".
В действительности, в Библии крайне редко ("жертвоприношение Авраама") Бог требует абсолютного до-верия. Бездумного. Слепого. Это так. Заповеди, этические и нравственные ценности/нормы, вполне разумно и органично "вписываются" в человеческую природу. Вот если бы заповеди Божии были противоестественны человеческой природе, тогда да! Вера в абсурд и противоестественность, была бы слепа и давным давно прекратила своё существование.
Неистребимое желания человека - познавать, также не встречает запретов. Более, познание человеком "тайн Божиих" требуется. Я бы сказал, это обязательное требование к творчеству человека. Как творит Бог, так и человек творит. "Познайте истину и истина сделает вас свободными" и т.д. Если бы в православном христианстве Бог был бы безличным, то слепая вера была бы апофеозом и совершенной "добродетелью". В этом случае, мы были бы совершенно лишены радости от чтения трудов святых по всему спектру взаимоотношений – человек-история-Бог.
Другое дело, что "князья Церкви" (в известные периоды истории) наложили табу на исследование и познание всеми людьми Промысла Бога. Личное отношение с Личным Богом Отцом попало в разряд величайшего преступления и квалифицировалось как бунт (гордыня) против устоявшихся обычаев. Мол, только епископы могут трактовать, понимать и разъяснять Писание. "Чернь", "быдло", "охлос" – априори лишены этой совершенно естественной человеческой способности (возможно единственной способности познание Бога, что абсолютно и качественно отличает нас от остального живого мира). Эта парадигма до сих пор крепко вбивается в души верующих. И если на вверху – церковная элита, знающая о Любящем Боге Отце всех людей, в лёгкую позволяет себе "вольности" и человеческие слабости, то все остальные обречены, на гнет, тиранию и бездумное требоисполнение ритуалов/обрядов. Короче, не вера в Бога-Личность, делает "человека веры слепым", а религиозно-властные институты - наложившие крепкую лапу на человеческое (совершенно-естественное) стремление познавать. Включая и познавать собственную веру. Это же так естественно познавать Того, Кого искренно любишь.
Но это уже другая история.
иллюстрации из открытых источников