Найти в Дзене
Калейдоскоп историй

"Фермерский рынок" или "Славянский базар"

История гастрономической Москвы такая давняя и такая разнообразная, я хочу рассказать о Никольской 17. Листая как страницы века. Вот стоите вы на улице Никольской, дом 17, почти напротив ГУМа и перелистываете века. 16 век. По этому месту часто бегал Григорий Отрепьев, будучи служкой у боярина Михаила Никитовича Романова. Это потом он станет Лжедмитрием Первым, это потом настанет Смутное для России время. А пока земля и двор с хозяйственными постройками бояр Романовых, родственников царицы Анастасии, жены Ивана Грозного. 17 век Величавые палаты князей Воротынских, потом казенный двор. 18 век Величавые палаты видели и счастливые дни и опалу князя Ивана Алексеевича Долгорукова, друга императора Петра II, которому принадлежало это место. Его невеста Наталья Борисовна Шереметьева намного раньше декабристок совершила тот же подвиг, поехала за своим женихом в ссылку в Березов. Потом мужа казнили, а она приняла монашеский постриг. В этом же веке палаты стали типографией Синода. 19 век. Начало
Вид на Никольскую улицу
Вид на Никольскую улицу

История гастрономической Москвы такая давняя и такая разнообразная, я хочу рассказать о Никольской 17.

Листая как страницы века.

Вот стоите вы на улице Никольской, дом 17, почти напротив ГУМа и перелистываете века.

Никольская 17
Никольская 17

16 век.

По этому месту часто бегал Григорий Отрепьев, будучи служкой у боярина Михаила Никитовича Романова. Это потом он станет Лжедмитрием Первым, это потом настанет Смутное для России время. А пока земля и двор с хозяйственными постройками бояр Романовых, родственников царицы Анастасии, жены Ивана Грозного.

А. Васнецов "улицы Китай-города"
А. Васнецов "улицы Китай-города"

17 век

Величавые палаты князей Воротынских, потом казенный двор.

18 век

Величавые палаты видели и счастливые дни и опалу князя Ивана Алексеевича Долгорукова, друга императора Петра II, которому принадлежало это место. Его невеста Наталья Борисовна Шереметьева намного раньше декабристок совершила тот же подвиг, поехала за своим женихом в ссылку в Березов. Потом мужа казнили, а она приняла монашеский постриг.

В этом же веке палаты стали типографией Синода.

19 век.

Начало гастрономической истории этого места. Синодальное ведомство сдает его застройщику Александру Поровщикову, который строит гостиницу и ресторан при гостинице. И начинается история «Славянского базара».

Зал "Славянского базара"
Зал "Славянского базара"

Идея «фермерского рынка»

Славянофил Александр Пороховщиков был полон идеями о коренном улучшении быта простого народа. Он полагал, что одной из причин нищеты народа является алчность перекупщиков-спекулянтов, вздувавших цены на продукты питания. Идея комплекса зданий Никольская 17, идея места для торговли самими сельскими тружениками произведенной ими продукции. «Фермерский рынок» говоря современным языком.

Для этого строится полукруглое здание со стеклянной крышей и на втором этаже небольшие торговые помещения.

Вот почему весь этот комплекс и получил символическое название “Славянский базар”. С «фермерским рынком» не задалось. А ресторан прославился.

Московские купцы
Московские купцы

Ресторан «Славянский базар»

Александр Александрович Пороховщиков, хотел воплотить в ресторане «Палату русской славы», объединить культурную и гастрономическую составляющую. Был задуман зал “Русские беседы” для публичных лекций, выступлений и концертов, на 450 мест. Отделка зала деревянной резьбой в «русском стиле» была выполнена по проекту петербуржского архитектора и художника-декоратора А.Л. Гуна и П.Е. Кудрявцева.

Зал ресторана в вечернее время освещалась «тремя солнцами» — электрическими лампами, специально доставленными из Лондона. Это поражало яркостью и новизной.

Для украшения зала ресторана была заказана очень большая картина 4 метра на полтора «Славянские композиторы» К. Маковскому, но художник заломил цену в 25000 рублей, и заказ выполнил И.Репин за сумму в десять раз меньшую.

"Славянские композиторы" И.Репин
"Славянские композиторы" И.Репин
Опытные художники не могли скрыть своего презрения ко мне, выскочке: “Ведь вы только цены портите! Ну, где же вам справиться с этим размером? Ведь вы больших картин не писали? Попробуйте-ка… Уж самое бедное пятнадцать тысяч рублей надо за нее взять”писал в своей автобиографии Илья Репин

Споры вызывал и список композиторов, который должен был быть представлен на этом огромном холсте. Три композитора – Мусоргский, Бородин, Чайковский в список не вошли. Уговоры, как вспоминает, Илья Репин не помогли.

“ Вот еще! Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам…»

Сейчас это полотно находится в Московской Консерватории.

В гостинице в разные годы останавливались П.И. Чайковский, А.С. Суворин, Н.А Римский-Корсаков. А.П. Чехов писал о «Славянском базаре» в «Даме с собачкой».

«Приехав в Москву она останавливалась в «Славянском базаре» и тотчас посылала к Гурову человека в красной шапке».

Встреча и долгая беседа о театре в «Славянском базаре» Станиславского и Немировича-Данченко закончилась открытием художественного театра.

Гиляровский писал о ресторане так:
«Фешенебельный „Славянский базар“ с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах».

Меню и винная карта.

Ресторан «Славянского базара» славился русской кухней, туда любили водить иностранцев, чтобы показать «русское застолье». Стерлядка, соленые хрящи и рыжики, ботвинья, уха, поросенок с хреном. Шеф-повар Владимир Иванов учился в Париже и имел профессиональные награды. В «русском ресторане» обслуживание было на европейский манер, красочно оформленное меню на французском и русском, расторопные официанты в фрачных парах.

Графины Шустовских коньяков
Графины Шустовских коньяков

Среди купцов было популярно приходить сюда на завтраки, здесь же заключать миллионные сделки и оставаться гулять «до журавлей». «Журавль» графин с очень дорогим коньяком (50 рублей), который подавался после всего, кофе, десерта. И купец один оплативший счет за всю свою компанию, получал графинчик с золотыми журавлями с собой. Три, пять, десять журавлей – показатель «купеческого размаха». Многие запойные купцы, через какое-то время, от «журавлей» скатывались в «яму». Но это уже следующий рассказ о другом «злачном месте» гастрономической Москвы.

Понравился материал? Посмотри другие статьи на моем канале.

Например "Тревел-блогер Александр Дюма" "Дар отвергнутого мужчины"