422 подписчика

Исторический глоссарий: "Власть"

Власть, действительно, является одним из самых сложных понятий в политологии, социологии, социальной антропологии и еще куче других дисциплин, которые так или иначе этот феномен изучают.

Власть, действительно, является одним из самых сложных понятий в политологии, социологии, социальной антропологии и еще куче других дисциплин, которые так или иначе этот феномен изучают. Основная причина сложности определения власти заключается в том, что существует множество частных вариантов, но вот что-то общее из них если и выводится, то всегда с определенными упрощениями. А эти упрощения определяются точкой зрения исследователя, который стоит на том или ином методологическом основании. Все имеющиеся определения власти в результате порождают массу сопутствующих вопросов. Одно из самых простых и часто используемых понятий власти принадлежит Макс Веберу:

это способность заставлять других людей делать то, что вы  хотите, чтобы они сделали, и что в противном случае они бы делать не стали.

То есть тут априори заложено некоторое насилие и давление. То есть если вы заставляете человека делать что-то, что он и так сделать хочет - это уже не власть, с точки зрения Вебера. Тогда возникает вопрос, а что же лежит в основе этого насилия, почему кто-то может его применять, а остальные готовы подчиниться.

Соответственно возникает множество теорий, определяющих источники власти. Тот же Вебер писал о трех возможных источниках: насилие, авторитет и право. Но опять-таки возникает вопрос, а на чем базируются уже эти источники, в частности, почему чей-то авторитет или нормы права заставляют людей делать то, что им не хочется. В последнее время говорят, что источником власти является владение информацией, и вот в слове "владение" уже заложен определенный потенциал. Но вряд ли стоит ограничиваться только владением информацией.

Говоря об истории Древнего и Средневекового Востока, специалисты часто используют понятие "власть-собственность", которое подразумевает право верховного правителя того или иного общества распоряжаться всем его достоянием от его имени и в его интересах. Считается, что причина этого - в отсутствии института частной собственности на Востоке. Однако, исследования последнего времени показывают, что феномен власти-собственности вполне существовал в Европе в эпоху феодализма. Собственно и феодализм - это проявление той самой власти-собственности. Но если мы посмотрим в более позднее время, то увидим, что и там власть и собственность неразрывно сочетаются. Более того, все европейские буржуазные революции - это попытка исправить кратковременное отклонение от этого принципа, когда формальная власть была у одних, а собственность - у других. Собственно и в современных обществах, даже если они называются демократическими, реальная власть принадлежит тем, в чьих руках сосредоточена собственность, даже если при этом существует институт выборности власти, которая, в случае отсутствия поддержки со стороны собственников, превращается в номинальную (об этом хорошо показано в сериале "Карточный домик").

При этом в различные эпохи могли быть разные объекты собственности, становящиеся источниками власти - это могли быть и земля, и капитал, и информация, или даже истина - именно на праве собственности на истину зиждется религиозная власть. Соответственно тут есть определенное ограничение: только та собственность может быть источником власти, которая считается важным для тех, на кого эта власть направлена. Иными словами собственность на мешок с золотом может быть совершенно бессмысленна, если кто-то хочет распространить свою власть на убежденных аскетов.

Исходя из имеющегося исторического материала, можно сформулировать такое определение власти - это право собственности (а это право, как известно, включает в себя три аспекта: владение, распоряжение, использование). В зависимости от типа собственности могут быть и разные разновидности власти: государственная (она же политическая), семейная, общинная и так далее. Только обладая собственностью, носитель власти способен заставить (в широком смысле этого слова) человека делать то, что от него требуется. И даже такой атрибут власти, как насилие (которое могут осуществлять армия, полиция и другие структуры), нуждается в материальном основании. Армия будет выполнять приказы только тогда, когда есть чем ее вознаградить. А наградить можно только тем, что находится в собственности у бенефициара.