Найти тему

Право физических лиц на товарные знаки: изменения-2023 в ГК РФ и зарубежный опыт

Оглавление

С 29 июня 2023 года в России изменился правовой режим в отношении таких средств индивидуализации, как товарные знаки и знаки обслуживания. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" исключил любые ограничения на использование товарных знаков по субъектному составу. Ст.1478 ГК утратила силу, а ст.1477 ГК теперь просто констатирует факт, что на товарные знаки и знаки обслуживания признается исключительное право. Таким образом, законодатель внес коренные изменения в сформировавшуюся концепцию правового режима товарных знаков в России.

Одним из аргументов такого решения в пояснительной записке стала ссылка на зарубежный опыт правового регулирования.[1]

Такой опыт, действительно, существует и он достаточно обширен.

США

В США действует доктрина use-in-commerce, которая требует, чтобы на момент регистрации товарный знак уже фактически использовался в коммерческой деятельности - то есть, в рекламе, торговле, производстве, выполнении работ, оказании услуг. Если же такое использование только планируется, то заявитель обязан дополнительно доказать предполагаемое использование регистрируемого товарного знака в коммерческой деятельности[2].

ЕС

Регламент Европейского союза о товарных знаках 2017 года[3] не устанавливает правило use-in-commerce, но использует доктрину genuine use, близкую российской практике. Согласно доктрине genuine use неиспользование товарного знака в течение 5 лет дает право заинтересованной стороне требовать лишения такого товарного знака защиты.

Испания

Основной закон Испании в отношении торговых марок — Закон № 17/2001 от 07.12.2001 г. «О товарных знаках» (La Ley De Marcas). Статья 3 этого закона прямо указывает, что физические лица могут регистрировать товарные знаки. Статья 39 закрепляет правило uso efecitvo – надлежащего использования (uso efectivo en España para los productos o servicios para los cuales esté registrada). Отсутствие надлежащего использования в течение 5 лет лишает товарный знак защиты на территории Испании: могут быть использованы нормы о досрочном прекращении (caducidad) охраны товарного знака по заявлению заинтересованного лица. При этом именно на владельца товарного знака возлагается бремя доказывания его надлежащего использования (ст.21, 41, 54 Закона Испании о товарных знаках)[4].

Португалия

В Португалии действует Кодекс промышленной собственности 2003 года (Código Da Propriedade Industrial DL n.º 36/2003). В соответствии со ст.3 этого Кодекса его положения применяются ко всем субъектам права – индивидуальным и коллективным. Статья 225 наделяет правом регистрировать товарный знак любого, кто имеет в том законный интерес (a quem nisso tenha legítimo interesse). Перечень таких лиц в статье 225 закрытый, но туда включены, в том числе, создатели и ремесленники (criadores ou artífices), а также лица, оказывающие услуги (аos que prestam serviços), которые могут регистрировать товарные знаки для обозначения своей деятельности либо результатов своего труда. Как видим, указание на статус коммерсанта, фабриканта или предпринимателя по Кодексу не имеет решающего значения для регистрации товарных знаков.

Статьи 268 и 269 Кодекса промышленной собственности Португалии закрепляют принцип надлежащего использования (uso sério da marca), а также правило «пяти лет» - если товарный знак не используется в течение 5 лет подряд, то его правовая охрана прекращается по требованию заинтересованного лица.

Другие страны ЕС

Аналогичный механизм защиты закреплен в Королевском декрете Италии №929 о товарных знаках[5] и британском Trade Marks Act 1994 года[6] (ст.46) – не ограничивая круг обладателей права на товарный знак, законодательство закрепляет требование о genuine use товарного знака и правило «пяти лет».

Французский Кодекс интеллектуальной собственности 1992 года в ст.711-1 прямо говорит, что товарный знак (La marque de fabrique) предназначен для индивидуализации продуктов и услуг физических и юридических лиц (servant à distinguer les produits ou services d’une personne physique ou morale). Ст.714-5 Кодекса интеллектуальной собственности Франции устанавливает уже известное нам правило о том, что в случае неиспользования товарного знака (un usage sérieux) в течение 5 лет любое заинтересованное лицо может требовать прекращения правовой охраны такого знака.

Выводы

Таким образом, мы видим, что поправки, внесенные в Гражданский Кодекс РФ в части обладателей прав на товарные знаки, отвечают тенденциям зарубежного опыта. Возможность любого лица зарегистрировать свой товарный знак уравновешивается риском утратить право на товарный знак в случае его неиспользования в течение определенного промежутка времени.

(с) Игорь Рассыльников

[1] https://sozd.duma.gov.ru/download/9C85D2A1-6449-46DA-AAF8-492B5EA8680E

[2] более подробно см.: Барышев С.А., Каминская К.Э. Субъекты исключительного права на товарный знак: сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и США // Образование и право. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-isklyuchitelnogo-prava-na-tovarnyy-znak-sravnitelno-pravovoy-analiz-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-i-ssha (дата обращения: 07.06.2023).

[3] Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС № 2017/1001 от 14 июня 2017 г. «О товарном знаке Европейского союза» - Regulation (EU) 2017/1001 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 on the European Union trade mark // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1506417891296&uri=CELEX:32017R1001

[4] Более подробно см. также: Лавринович Рада Дмитриевна Порядок предоставления правовой охраны товарным знакам в зарубежных странах. Особенности процедуры оппозиции // Образование и право. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poryadok-predostavleniya-pravovoy-ohrany-tovarnym-znakam-v-zarubezhnyh-stranah-osobennosti-protsedury-oppozitsii (дата обращения: 12.08.2023)

[5] https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/it/it109en.pdf

[6] https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/580559