То, что пользуется популярностью у широкой массы людей, привлекает и мошенников для воплощения своих преступных замыслов. Фондовый рынок, инвестиции, трудоустройство, продажа б/у товаров — во всех этих сферах активно орудуют мошенники, придумывая всё новые схемы обмана. Сейчас очередь дошла и до маркетплейсов — Wildberries и Ozon. Бренды на слуху и вызывают доверие, а это как раз то, что нужно мошенникам.
Казалось бы, как можно нарваться на обман в этой сфере? У маркетплейсов есть узнаваемые сайты и приложения, установленные правила оформления заказа и безопасный порядок оплаты. Однако злоумышленники и здесь проявили изобретательность и нашли лазейки с целью лёгкой наживы. Остаться без денег можно, просто оформляя доставку на любимом сайте. Поэтому нужно быть всегда начеку, даже если совершаете привычные действия.
Какие схемы обмана, связанные с маркетплейсами, существуют?
1. Кража личных данных
Для оплаты заказов покупатели привязывают к аккаунтам свои банковские карты — это как раз то, что нужно мошенникам. Доступ к личным данным мошенники обычно пытаются получить методом социальной инженерии. Уловок масса: например, покупателю могут сообщить, что оплата якобы не прошла и нужно заново ввести данные от личного кабинета. Конечно, на поддельном сайте. Заполучив доступ к кабинету, мошенники могут совершить покупки или подать заявку на возврат средств за товар, но уже на свою карту.
2. Продавец — мошенник
Одна из наиболее распространенных схем заключается в следующем. Покупатель находит на маркетплейсе желаемую вещь (чаще всего это дорогой товар по очень привлекательной цене), производит оплату, однако продавец отменяет покупку, объясняя это тем, что товар закончился на складе. Далее предлагает продолжить общение в мессенджере и обещает отправить товар с хорошей скидкой. В результате — покупатель переводит деньги, а продавец пропадает с радаров.
3. Подставные комментарии
Перед покупкой покупатели часто заглядывают в комментарии, чтобы почитать отзывы других людей. Мошенники придумали способ использовать данный факт в своих целях. А именно: они рассказывают в комментариях, что нашли аналогичный товар дешевле в другом магазине и оставляют ссылку на сайт, дабы помочь другим пользователям сэкономить. На деле же человек, перейдя по ссылке, попадёт на поддельный сайт другого магазина. Если совершит покупку, то денег своих, конечно же, больше не увидит.
Как уберечься от обмана?
- Не хранить деньги на карте, которая используется для оплаты покупок на маркетплейсах. Можно оформить себе отдельную карту и пополнять её только в случае необходимости.
- Не переходить в отдельные мессенджеры для общения с продавцами. Функционал маркетплейсов позволяет решать возникшие вопросы в официальных приложениях без использования дополнительных площадок.
- Не открывать ссылки на другие сайты, независимо от того, кто их отправляет: продавец или другой пользователь — мошенником может оказаться как первый, так и второй.
- Не вводить личные данные на сторонних ресурсах. Если продавец просит вас ввести данные от своего аккаунта на другом сайте — это уже тревожный звоночек, и серьёзный повод задуматься.
- Не называть коды, которые могут приходить вам по СМС и которые продавец может попросить вас продиктовать. Ну это уже классика — именно пароли часто используются для получения доступа к личным данным.
Прочитали статью — предупредите своих близких!
Если вы сами столкнулись с обманом на маркетплейсах, уже по традиции прошу вас поделиться своей историей в комментариях, дабы предупредить всех остальных читателей.
Было полезно? Жмите лайк и подписывайтесь на канал! Всем спасибо!