Найти в Дзене

Архитектурные фантазии Чернихова, как вдохновение для создания коллажных подач

Яков Чернихов (1889-1951) – архитектор, график и педагог, яркий представитель архитектурной футурологии России раннего советского периода. Свои лучшие графические композиции он объединил в три книги архитектурных фантазий, изданные в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на рубеже 1920-30- х годов. Уникальные по характеру и красоте, эти издания принесли ему мировую известность и определили репутацию Чернихова как блестящего композитора современной архитектуры. «Ритмы старше образов – и в сознании, и в искусстве» Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом питалось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма и поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы. «К предмету надо идти от бесп

Яков Чернихов (1889-1951) – архитектор, график и педагог, яркий представитель архитектурной футурологии России раннего советского периода. Свои лучшие графические композиции он объединил в три книги архитектурных фантазий, изданные в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на рубеже 1920-30- х годов. Уникальные по характеру и красоте, эти издания принесли ему мировую известность и определили репутацию Чернихова как блестящего композитора современной архитектуры.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия
«Ритмы старше образов – и в сознании, и в искусстве»

Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом питалось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма и поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия
«К предмету надо идти от беспредметности»

Пристрастие Чернихова к рукотворному графическому искусству основывалось на его уверенности, что графическая грамотность не менее важна, чем письменная. Он был убежден, что в ХХ веке графика станет основным международным языком цивилизации, за десятилетия предвосхитив своими изысканиями появление поп-арта и компьютерной графики.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия
«Каждый из нас имеет способность воображать так, как ему свойственно от природы»

Архитектурная графика стала в его интерпретации самостоятельной областью архитектурного творчества. Композиции Чернихова, их архитектоника, строгая изысканность, музыкальность и сегодня оказывают на зрителя магнетическое действие.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия
«Указанный мною путь построения представлений, на принципе беспредметных отвлеченных элементов, безусловно, займет в будущем доминирующее место при изучении новых форм»

Графика Чернихова повлияла на развитие современной архитектуры. Многие знаменитые архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия
«В необходимых нам случаях мы не остановимся даже перед тем, чтобы исказить геометрическую форму изображения, дабы глаз получил „нужную нам“ форму впечатления от изображения»

Проблема сходства с натурой даже не ставится; следовательно, отпадают и все классические графические условности – правильность построения перспективы, теней и рефлексов, растушевка объема, обеспечивавшие в академическом рисовании достижение иллюзорности и сходства с реальностью. Изображение должно как можно лучше соответствовать сконструированному в воображении автора образу, при этом графическая выразительность имеет намного большую ценность, чем иллюзорная реалистичность.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия
«Все те впечатления, которые мы воспринимаем из внешнего мира при помощи наших органов чувств, не проходят для нас бесследно»

Сначала нужно научиться мысленному пространственному конструированию объемов и умению их с наибольшей выразительностью изобразить, и только потом, если есть желание, следует уже думать о реалистичности этого изображения.

Архитектурная фантазия
Архитектурная фантазия