Отцы и дочери.
В предыдущем рассказе, я вкратце поделилась с вами тремя запомнившимися мне делами из моей адвокатской практики, о борьбе отцов за их право воспитывать и общаться со своими детьми.
Расскажу про одно из дел.
Я была еще молодым неопытным адвокатом, когда мне позвонил мой коллега, уважаемый пожилой адвокат, участник ВОВ, и попросил взять дело его пасынка.
Перед обращением ко мне, мы с ним участвовали в одном процессе, и были по разные стороны барьера, но видно мое упорство и настойчивость покорили его, и он рекомендовал меня своему пасынку.
Его пасынок работал преподавателем одного из ведущих ВУЗов города, назовём его Марком, был женат на интересной женщине, являющейся детским врачом, назовём ее Еленой. Брак был заключен, когда супруги уже были в сознательном возрасте, им обоим было уже далеко за 30 лет. От совместного брака у них росла прекрасная девочка, Светлана. Жили они в квартире Марка, и достаточно часто к ним приходила и помогала с ребенком и по хозяйству, мама Марка, Евгения Львовна.
Я не знаю, что произошло между супругами, но Елена, жена Марка, в один из вечеров сказала, что жить больше с Марком не желает, собралась и ушла к своим родителям, оставив дочь-первоклассницу дома со своим мужем и свекровью.
Утром вернулась за дочерью и за вещами, но тут ее ждал такой поворот событий, к которому она не была готова. Дочь Светлана категорически отказалась уходить из дома к матери, закрылась в своей комнате и сказала матери уходить, видеть и общаться с ней она не захотела.
Вы наверно замечали в жизни, что у девочек с папами более близкая связь, чем с мамами, вот и Светлана была очень привязана к своему отцу и к бабушке со стороны отца. Они вместе играли, гуляли, и очень много времени проводили друг с другом, безгранично друг друга любили.
Надо отдать должное Марку, не могу судить каким он был мужем, но отцом он был великолепным, каких поискать.
Дело происходило в одном из крупных российских городов. Два интеллигентнейших семейных клана «сцепились» в судебном процессе, муж с женой, бабушки с дедушками с двух сторон, многочисленные друзья семьи, на кону стояло, с кем останется и будет проживать Светлана.
Был первоначальный иск об определении места жительства ребенка с матерью, и встречный иск от отца, об определении места жительства ребенка с отцом. По эмоциям, накалу страстей, дело было очень тяжелое, процесс длился около года, с судебных заседаний, мы с адвокатом с другой стороны выходили все мокрые от эмоционального напряжения.
Пока шел процесс, девочка в категоричной форме отказывалась встречаться и общаться с матерью. При приходе Елены в квартиру Марка, Марк и бабушка Евгения Львовна оставляли их с дочерью наедине, удалившись из помещения, Светлана закрывалась в своей комнате, и не выходила из нее, пока Елена не уходила из квартиры.
Чем же для меня, как для юриста, был интересен именно этот процесс?
Почему именно это дело мне запомнилось, и осталось в моей памяти.
Стороны в процессе исключительно положительные люди, папа- преподаватель, педагог, много читает, ведёт много кружков для подростков, мама-чудесная женщина, врач-педиатр, которая ежедневно общается с малышами и знает подход к детям, и тот, и другой, любят дочь безмерно.
Сама девочка однозначно бы предпочла жить с папой в привычной для нее обстановке, но для нас дело осложнялось тем, что девочка не достигла 10 -летнего возраста, и учет ее мнения для суда был еще не обязателен.
В процессе допрашивались в качестве свидетелей: бабушки и дедушки, учитель начальных классов, директор школы, психологи, преподаватели кружков, друзья семьи.
Большинство нейтральных свидетелей, в том числе детские психологи, которых допрашивал суд, считали, что девочке из-за ее привязанности к отцу, с отцом будет к лучше и психологически комфортнее.
Была допрошена директор школы, на тот момент боевая, трудоспособная 90-летняя дама, именем которой в последствии была названа школа, где училась Светлана.
В суде она сказала фразу, которую я запомнила: «Что в тот момент, когда мама уходя от отца, переступила порог дома без ребенка, оставив его с отцом и с бабушкой, в тот момент мама и потеряла контакт с ребенком, возможно навсегда. Связь матери с ребенком восстановить будет достаточно сложно».
Слова этой дамы, педагога с 70 - летним стажем работы, действительно оказались пророческими.
Дело явно шло к разрешению, и как мы надеялись, ребенка оставят жить с папой.
Как вдруг, на одном из предпоследних судебных заседаний, Елена в пояснениях по делу заявляет, что родила Светлану не от Марка, а от другого мужчины, что необходимо привлечь этого мужчину к участию в деле, провести ДНК- экспертизу, и надо будет ставить вопрос об исключении из записи акта гражданского состояния запись об отце ребенка, Марке.
В тоже время , никакого ходатайства Елена и ее адвокат в процессе не заявили.
Для меня, как для адвоката Марка, это был, как гром сред ясного неба, и я попросила суд отложить дело слушанием для уточнения позиции сторон, мне надо было срочно выяснить позицию моих доверителей, после услышанного в судебном заседании.
И когда я спросила моих доверителей, что в случае, если вдруг судом будет назначена ДНК -экспертиза и выяснится, что Марк, не является биологическим отцом Светланы, что будем делать, какую позицию займем?
И мои доверители ответили, что им без разницы, кто является биологическим отцом ребенка, это их любимая дочь и внучка, и таковой будет для них являться всю жизнь, и что мне, как адвокату, надо сделать все, чтобы судом не была назначена ДНК-экспертиза, чтобы не травмировать ребенка.
Поверьте мне, этот ответ дорого стоил, и я, как женщина и мать, была покорена этим ответом.
Хочу сказать, что пока длился этот процесс, и никто из сторон не знал, какое суд вынесет решение, мы постоянно встречались с противоположной стороной, чтобы найти хоть какие-то точки соприкосновения, пытаясь закончить дело мировым соглашением, мы со своей стороны обещали, что сделаем все зависящее от нас, чтобы восстановить отношения матери и дочери.
Елену представляла адвокат, женщина, являющаяся одним из представителей старой плеяды адвокатов, для которой порядочность, честь и достоинство не были пустым звуком.
И она, как и я, понимала, что девочка другого папу не знала, для нее папа Марк был центром Вселенной, с бабушкой со стороны отца, у девочки были тёплые доверительные отношения, и новость, о том, что Марк не является ее отцом, могла морально убить ребенка и сломать ее детскую психику.
Поэтому, при очередной совместной встрече сторон, мы попытались убедить Елену, не делать резких заявлений в суде, не привлекать чужих мужчин к процессу, чтобы не усугублять и так сложные отношения с ребенком.
Надо отдать должное Елене, она вняла голосу рассудка.
Что было дальше?
Суд определил место жительство девочки вместе с отцом, апелляционная инстанция оставила в силе решение суда первой инстанции, и в последующих инстанциях решение устояло.
Елена все таки подала второй иск, об исключении из записи гражданского состояния записи об отце ребенка.
Суд, учитывая уже состоявшееся решение суда, и учитывая интересы ребенка отказал в проведении ДНК -экспертизы, мотивировав это тем, что с рождения в свидетельстве о рождении ребенка в качестве отца был указан Марк, который воспитывал и заботился о ребенке, Светлана только Марка воспринимала и знала, как своего отца, мужчина, претендующий на указание его в качестве отца, в течение 8 лет никаким образом не проявлял свои притязания на ребенка. Суд оставил без удовлетворения и второй иск Елены, и таким образом, ребенок остался жить с папой и бабушкой.
Вас наверно заинтересует, как сложилась дальнейшая судьба героев моего рассказа.
Светлана выросла, закончила институт, вышла замуж и уже сама является мамой.
С папой, и с бабушкой со стороны отца, поддерживает родственные отношения, постоянно видятся и общаются.
Марк не женился второй раз, живет со своей мамой, продолжает работать преподавателем, все свое свободное время посвящает внукам и дочери. Бабушка Евгения Львовна жива и здорова.
Елена вышла повторно замуж, родила второго ребенка.
Как позднее сложились отношения Светланы с мамой?
Светлана с мамой общается, но теплоты и близости так и не появилось в их отношениях.
А мы?
А мы дружим, и все новости о Светлане мне взахлеб рассказывают Марк и Евгения Львовна.
Вот такой рассказ.
Интересно было слушать байки из адвокатской практики? 😉
У нас интереснее бывает, чем в Санта-Барбаре😂
Юридическая защита или консультация (онлайн по WhatsApp)
+79859250769- гражданские дела(страховые споры, налоговые споры, защита по медицинским спорам, семейные, наследственные дела, ЗПП)