Берта Моризо – французская художница. Она стала единственной женщиной, принимавшей участие в самой первой выставке импрессионистов. Берту, в отличии от многих других ее коллег благосклонно принимали в парижском Салоне шесть лет подряд. Она примкнула к группе «отверженных», уже будучи известной.
Берта Моризо родилась в богатой буржуазной семье в Бурже, в департаменте Шер. Отец будующей художницы, Эдме Тибюрсе Моризо, был префектом. Позже Эдме получил должность в счетной палате и семья переехала в Париж.
У Берты было также 2 сестры. Родители стремились дать девочкам всестороннее образование. Девочки занимались музыкой, изучали литературу и живопись. Родители Берты всячески поддерживали ее увлечение живописью. Для нее и её сестры Эдмы они организовали дома художественную мастерскую. Надо отметить что в то время у женщин не было возможности обучения в школе изящных искусств.
Сестра Эдма (которая неоднократно позировала Барте для её работ) также имела талант к живописи, однако после выхода замуж ей пришлось оставить мысли об искусстве, о чем Эдма жалела (хотя брак и был счастливым). Поэтому Берта, основываясь на опыте сестры долгое время не выходила замуж и отказывала мужчинам.
На знаменитой картине Берты "Колыбель" изображена Эдма, присматривающая за своей спящей дочерью Бланш. Это первый образ материнства, ставший впоследствии одним из любимых сюжетов художницы. Пристальный взгляд матери, ее согнутая левая рука, зеркальное отражение руки ребенка и закрытые глаза ребенка образуют диагональную линию, которая еще больше подчеркивается движением занавески на заднем плане. Эта диагональ связывает мать с ее ребенком. Жест Эдмы, задергивающей сетчатую занавеску колыбели между зрителем и младенцем, еще больше усиливает ощущение близости и покровительственной любви, выраженное в картине.
Именно с это й работой Берта участвовала а выставке импрессионистов в 1874 году. Берта сосредоточилась на домашней жизни и портретах, что позволяло использовать в качестве моделей друзей и родных.
В 33 года она всё же вышла замуж за Эжена Мане - младшего брата Эдуарда Мане. Это человек, за которого она может выйти замуж и остаться при этом верной своему призванию. В 1878-м году у них родилась дочь Жюли, которую она также часто изображала на портретах.
Эжен стал прекрасным мужем, он не только позволял Берте заниматься живописью, но и параллельно со своей юридической практикой стал ее помощником и менеджером: носил мольберт, следил за развешиванием картин на выставках, писал длинные и подробные письма о выставке импрессионистов, о критиках и друзьях, когда Берта из-за беременности не могла присутствовать здесь лично. Через 4 года после свадьбы у Берты и Эжена родилась дочь Жюли, которая стала лучшей моделью Моризо и открыла для нее новый смысл живописи: сиюминутное делать вечным. (https://artchive.ru/)
Работы художницы включают пейзажи, портреты, садовые постройки и сцены катания на лодках.
Позже в ее работах появились более дерзкие жанры, такие как ню.
Около 1880 года она начала экспериментировать с техникой, ее мазок стал свободнее. Она перешла от коротких мазков к более длинным и формообразующим.
В 1892 году состоялась её первая персональная выставка, а через 2 года французское правительство приобрело ее картину маслом «Молодая женщина в бальном платье».
Умерла Моризо Берта в 1895 году в возрасте 54 лет от лёгочного заболевания. Ее работы хранятся во многих музеях мира, а в 2013 году Берта стала самой дорогой художницей. Её работа «После обеда» была продана на аукционе почти за 11 миллионов долларов.
Повлиял ли на живопись художницы Эдуард Мане? Конечно! Но это влияние безусловно было двусторонним. БеМрта Моризо была единственной женщиной в «банде Мане» — так стали называть молодых художников, которые бросали вызов традиционной живописи и Салону (именно их через какое-то время назовут «импрессионистами»). Она не могла участвовать в их ярких дебатах в кафе Гербуа, где ее друзья спорили о судьбе и предназначении искусства, но с удовольствием принимала их с этими же спорами в родительском доме, выходила с ними на пленэры. Критики отмечали влияние манеры Моризи на живопись Мане.
Знали ли вы о художнице Берте Моризо? Какая работа вас больше всего впечатлила?