Найти тему
Андрей Глущук

По этапу 4

Скромный домик генерала Никитина.
Скромный домик генерала Никитина.

часть первая, часть вторая, часть третья.

Приступ в пандемию

В разгар коронавирусной пандемии Генеральная прокуратура, видимо, устав от масок и ограничений или переболев SARS-CoV-2, решила заняться старыми резонансными «висяками».
В Хабаровске всплыл Фургал, в Красноярске – Быков. В Новосибирске 5 следственное управление СК РФ в очередной раз выкопала из архива дела по убийствам вице-мэров Игоря Белякова (2001 год) и Валерия Марьясова (2004 год). Почему в очередной? Потому, что сначала следствие велось «по горячим следам». И за убийство Игоря Белякова в 2004 году даже был задержан и осужден бывший снайпер Александр Каталицкий. И в ходе процесса по делу Трунова, а позже по делу Солодкиных следствие через СМИ постоянно транслировало мысль, что фигуранты этих уголовных дел очевидно причастны к резонансным убийствам новосибирских чиновников. Ну, то есть, вот-вот, буквально пять секунд и заказчики с исполнителями понесут заслуженную кару.

Но, СМИ и правоохранительные органы жили в абсолютно не пересекающихся пространствах. Пока «честный детектив» Петров монтировал в одном кадре Трунова и погибших заместителей мэра Новосибирска, следствие даже не думало кого-то из обвиняемых допросить по эпизодам резонансных убийств.
Почему?
Рискну предположить: причина в том, что следствие не хотело эти дела раскрывать. Или следователям искать преступников не позволили.
Почему я так считаю? Ну, во-первых, стоило сотрудникам следственного комитета (тогда ещё при генпрокуратуре) приблизиться к тайнам Гусинобродской барахолки, как руководитель Следственного отдела Следственного комитета Василий Усов тихо и бесследно ушёл со своей должности. В тот момент организовать подобную рокировку могли только два ведомства. ФСБ и ОРБ ГУ МВД по СФО.
Имела ли ФСБ свой интерес на Гусинобродской барахолке я не знаю. А вот ЗС РУБОП, переименованный в последствии в ОРБ, интерес имел.
Но сначала небольшая справка.
Новосибирская барахолка на Гусинобродском шоссе или, как её называли ГБШ - крупнейший вещевой рынок за Уралом. Если судить по материалам уголовного дела №13435, то в начале 90-х доходы с рынка делили несколько преступных группировок, наиболее сильными из которых были «Ленинская», «Первомайская» и «Успеховская».
Схема заработка была до смешного проста. Администрация рынка, замечу, принадлежавшего городу, оптом продавала талоны на право торговли представителям этих ОПГ, а оптовики, в свою очередь реализовывали талоны в розницу непосредственно торговцам. Естественно, с очень хорошим наваром.
Позже торговые места были заменены контейнерами, но принцип функционирования бизнеса не особо изменился.
Но вот, в 1998 году тогда ещё майор Никитин А.Д. (тот самый, что входил в число заговорщиков) назначает встречу одному из лидеров Первомайской группировки Олегу Иванову. На встрече Никитин предлагает своё покровительство в обмен на отчисление группировкой людям в погонах 50 тысяч долларов в месяц. Иванов от сотрудничества отказывается. Могу предположить, что причиной отказа стало то, что Первомайских к этому времени уже разрабатывали коллеги Никитина из областного УБОПА.

А вот представитель Ленинской группировки Александр Трунов от сотрудничества с ЗС РУБОП не отказывается. Так ЗС РУБОП мягко входит в барахольный бизнес.
В 1999 году у МУП «Новосибирский оптовый рынок» возникают проблемы с конкурентом – частным рынком «Манэ». ЗС РУБОП, как и полагается «крыше» «вписывается» за своих подшефных. Рынок «Манэ» сначала пытаются прикрыть, используя рычаги во властных структурах. Потом случается спектакль с "маски-шоу" и на территорию конкурента заходит СОБР. А заканчивается история неудачным покушением на владельца рынка Фрунзика Хачатряна. Причем, если верить материалам уголовного дела, киллер Буоль не только неудачно отстрелялся, но и оставил на автомате свои отпечатки. А стёр их никто иной, как майор Никитин.
Дальше – больше.
В начале 2000-х в ОблУВД случается скандал, в результате которого часть оперативных сотрудников УБОП с позором выгоняют со службы. И, практически сразу они оказываются в штате ЗС РУБОП под началом тов. Прощалыкина. А вместе с новыми милиционерами Прощалыкин и компания наследуют все разработки по ОПГ «Первомайские». И в 2004 году начинается отъём контейнеров у «первомайских». Позволю себе процитировать справку: «Доверенным лицом Никитина А.Д. является Кургузов В.В…. в процессе работы по вещевому рынку на Гусинобродском шоссе удалось перераспределить контейнеры (часть из них была переоформлена на жену Кургузова. И часть доходов с продажи Кургузов отдаёт Никитину. При проведении ОПУ информация подтвердилась.»
Цитирую дальше «В настоящее время Никитин совместно с Боженко планирует захват Центрального рынка г. Новосибирска и отбор теневого бизнеса ОПГ «Успеховские» (апрель-май у последних отобрано 300 контейнеров на Октябрьском вещевом рынке)»
А теперь немного хронологии.
ЗС РУБОП вошёл на Новосибирскую барахолку в 1999 году, как крыша. И в отлаженном бизнесе ничего менять не хотел.
А в 2001 году убивают вице-мэра Игоря Беликова, который как раз что-то поменять хотел. Причём, убийству предшествуют вполне интересные обстоятельства. Против Белякова возбуждается ряд уголовных дел, его активно разрабатывают, за ним ведут слежку. На кануне покушения «ноги» снимают. Правда забавно?

Лучший, из выживших друзей Никитна А. Д.
Лучший, из выживших друзей Никитна А. Д.

В 2002 году ГБШ преобразуют в АОА «Гусинобродское». А директором данной структуры, единственным владельцем которой являлась мэрия Новосибирска, становится некто Денисенко Юрий Михайлович.
И пора привести ещё одну цитату из оперативных документов: «Полковник Никитин А.Д. в ЗС РУБОП с 1994 года. В 1995 году задерживается сотрудниками УФСБ НСО за вымогательство взятки совместно с бывшим начальником отдела коррупции ЗС РУБОП Денисенко Ю.М.» Тогда подельники выкрутились. Из ИВС ФСБ пацанов в погонах вытащила мама Александра Никитина - начальник отдела кадров областной прокуратуры.
Иначе говоря, управление ЗС РУБОП, а точнее уже Оперативно-розыскное бюро ГУ ВМД по СФО поставило своего человека на руководство ГБШ. После чего крыша стала постепенно превращаться в собственника.
2004 год стал, фактически, последним в котором имущественные споры массово решались с помощью огнестрельного оружия. 20 февраля случилось покушение на Андрей Павловича Боженко («Берию»). 1 марта на его шефа, главного финансиста «труновской» группировки Алексея Корниенко («Студент»). 8 марта на вице-мэра Валерия Марьясова.
Боженко, как все уже поняли, выжил. Корниенко устранили очень профессионально. Машину заблокировали у перекрёстка, а снайпер отстрелялся с чердака пятиэтажки из автомата Калашникова. Операция была четко продумана и профессионально выполнена.
К слову, связь с Никитиным группировки Трунова осуществляла как раз через «Студента». Через него же финансировалось обучения Никитина в Академии МВД. Мне кажется, или Корниенко слишком много знал о криминальном прошлом будущего товарища генерала?
Валерия Марьясова убивают в лифте. Чиновник (к слову, бессребреник, не имевший ни квартиры, ни машины) шёл на работу. Не дошёл...
Вся серия покушения осталась не раскрытой. Ну, т.е. по покушению на Боженко посадили человека. Но если читать материалы уголовного дела, то становится очевидно, что это очередная фикция от тех же фокусников в погонах. И срок отбывает невиновный.
Подводя итог расстрела, можно сказать, что:
а) реформы на ГБШ не состоялись и денежные потоки до 2014 года проходили через господина Денисенко.
б) с гибелью Алексея Корниенко пропал целый пласт информации, относительно финансирования ЗС РУБОП, позже ОРБ ГУ МВД криминальными структурами.
Двигаемся дальше.
С 2005 года ведомство генерала Прощалыкина начинает активный отъём собственности у конкурирующих ОПГ. Снова время цитировать документы оперативной разработки.
«Основными учредителями микрорынка «Дзержинец» (находился на ГБШ прим. авт.) являлись Тевс, Бурмистров, Гуртовой и Семёнов. Бурмистров постоянно звони в Германию Тевсу и говорил, что сотрудники ОРБ ГУ МВД по СФО ему угрожают. … пока Тевс находился в Германии под арестом, Бурмистров и Гуртовой собирали деньги с рынков и иных доходных мест Тевса и передавали их сотрудникам ОРБ. Никитин А.Д. всем говорил, что Тевс «сел» на долго. На данный момент Бурмистров пропал без вести. Гуртовой и Семёнов убиты.» От себя добавлю, что Бурмистрова тоже устранили. И так, один рынок – три трупа и иммигрант.
А вот друга справка: "В настоящий период времени Никитин совместно с Боженко планирует захват Центрального рынка г. Новосибирска, подрыв и отбор теневого бизнеса ОПГ "Успеховские". Апрель-май 2004 г у последних отобрано 300 контейнеров на Октябрьском вещевом рынке."
После 2011 года, если верить материалам уголовного дела №13435, фактически вся Новосибирская барахолка оказалась под контролем ОРБ ГУ МВД по СФО.
А вот и финиш истории. Тоже весьма любопытный.
С 2013 года идёт разговор о закрытии ГБШ и с прибыльным объектом начинаю происходить форменные чудеса. Начинает расти дебиторская задолженность и в три раза снижается поступление денежных средств. С 20 908 000 в 2012 года до 7 953 000 в 2013.
Далее смотрим отчетность ОАО «Гусинобродское» за последние три года. Мы видим, как растет дебиторская задолженность с 2 950 000 до 3 852 000 рублей с 2013 года, как уменьшаются в три раза денежные средства с рублей с конца 2012 года, и как падает прибыль с 6 949 000 рублей в конце 2012 года до 236 000 рублей в конце 2014 года. Причем ухудшение финансовых показателей происходит именно в 2014 году. В 2015 году сайте арбитражного суда можно увидеть, что мэрией города Новосибирска предъявлены иски о взыскании долгов по арендной плате к ОАО «Гусинобродское» на 7 419 000 рублей и 2 053 000 рублей. Также само ОАО «Гусинобродское» подало заявление о признании самого себя банкротом в связи с наличием просроченной задолженности более трех месяцев. Прибыль до налогообложения в 2014 году составила всего 405 000 рублей, но в связи с корректировкой налогового и бухгалтерского учета образовался убыток 29 000 рублей… Плюс убыток 2 064 200 рублей из-за снижения спроса на торговые места.
Рынок банкротится. Архив и все бухгалтерские документы странным образом сгорают. Денисенко и ОРБ выходят с ГБШ с прибылью, город остаётся "с носом".
А теперь ответьте на простой вопрос: кто контролировал криминальный хаос на ГБШ и кто получил выгоду от смерти вице-мэров?
И сразу появится ответ на вопросы: почему эти висяки остались нераскрыты и почему следователей не интересовали резонансные убийства.

-3

Читать книгу "Гонка по чёрной полосе"