Найти в Дзене

"Час Быка" как отражение скрытого идейного противостояния в СССР

Фото из сети. Иван Ефремов.

В сети периодически обсуждаются различные аспекты издания, содержания книги «Час Быка» и влияния этой книги на судьбу автора.

И. Ефремов сильно осложнил себе жизнь этим своим последним произведением.

Я предполагаю, что читатель знаком с этой книгой. Там описана жизнь на далекой планете (Торманс), где потомки землян построили жутковатое общество, включающее худшие черты социализма и капитализма.

Дело в том, что эта публикация в журналах в 1968-1969 годах не была каким-то автономным явлением. Она была связана с важным, но не очевидным для стороннего наблюдателя идейным противостоянием в тогдашнем литературном мире.

Газеты и журналы тогда были директивно поделены между условной «русской партией» и условной «либеральной».

При этом формально и те и другие входили в состав КПСС. Такое искусственно созданное властями подобие двухпартийной системы на идеологическом уровне.

С оговорками и уточнениями «русская партия» -наследники славянофилов, «либералы» - наследники западников.

Журнал «Молодая гвардия», где был опубликован роман, входил в «русский» лагерь.

Журнал «Техника-Молодежи», где тоже была публикация, вроде был далек от идеологических споров, но его редактор В. Захарченко был одним из инициаторов создания в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Это организация была организационным, идеологическим центром и прикрытием «русской партии».

Публикация, стало быть, отражала опасения и предостережения лидеров «русской партии». Это было предостережение, касавшееся не только СССР (как считали противники книги) или маоистского Китая (как говорил сам автор).

Ю. Андропов лично гневно осудил книгу, обвинив автора в антисоветизме.

Вообще, для сторонников "русской партии" он придумал термин "русисты". Такой вот странноватый ярлык был им использован (изобретен).

В то время идейное легальное противостояние было возможно только в рамках советской идеологии. То есть официально бились за правильное понимание социализма и коммунизма.

Следующее издание после 1970 года вышло только в 1988 году. Конечно, так сработала разновидность мягкой цензуры. Из чего можно сделать вывод, что сторонники И. Ефремова тогда проиграли.

Сегодня понятно, что прогноз И. Ефремова сбылся с ошеломляющей точностью. Просчитано развитие тенденций, касающихся всего человечества.

Антиутопия, в чем-то ставшая реальностью, в чем-то становящаяся на глазах. Кастовость, корпоративность, жесткое принуждение, узкий технократизм в худшем виде.

Например, практика и пропаганда эвтаназии сегодня

https://aif.ru/society/people/evtanaziya_vmesto_socpomoshchi_kanada_stala_umershchvlyat_grazhdan_radi_ekonomii

Пока это делается добровольно.

Напрашиваются два вопроса:

Вообще, происходящее вокруг, сильно напоминающее то, что было на Тормансе, возникло естественным путем или как реализация кем-то задуманного проекта?

Те, кто препятствовал Ефремову, просто ошибались или сознательно хотели приблизить описанную Ефремовым антиутопию?

Лично я в стихийность происходящего, в недомыслие и наивность высших кукловодов не верю.

В том идейном противостоянии сторонники И. Ефремова оказались правы.

В данном случае писатель подобен врачу ставящему неприятный, но точный диагноз, дающий шанс на излечение. Отрицающий болезнь врач усугубляет состояние больного.

За поразительное предвидение И. Ефремову можно простить некоторую тяжеловесность стиля. По сути многие его книги – философия и размышления о природе человека и обществе, облеченные в форму художественных произведений.