Доброго дня, уважаемые читатели! Тут намедни один уважаемый депутат от «Справедливой России ‒ За правду», весьма интересную сентенцию задвинул. Сколь пафосную, столь и сомнительную. Заявив, что курс заокеанской денежной единицы абсолютно не волнует большинство россиян. Из Кремля оно, конечно, виднее. Только вот у меня, к тому самому большинству принадлежащего, и не заседающего в кабинете с видом на Охотный ряд, иное мненьице имеется. Отличное от взгляда большого начальника.
Высоко сижу, далеко гляжу
Нужно сказать, что обратился к данной теме Анатолий Геннадьевич отнюдь не случайно, а вовсе даже наоборот. Так он прокомментировал критику в отношении руководства ЦБ РФ, никак не желающего повлиять на космический курс рубля. При полной возможности и таком же полном отсутствии желания сделать это. Видимо, при взгляде из Брамантовых окон особняка на Неглинной в народ тоже никаких признаков волнения среди оного не усматривается. Посему и вывод ‒ растет себе зеленый, да и бог с ним!
Не знаю уж, что там за индивидуумы в поле зрения чиновников из ЦБ и некоторых депутатов попадают, но обычных людей (именуемых на Западе обывателями), перманентные подпрыгивания доллара вполне напрягают. Почему? Да потому что сталкиваются простые россияне с последствиями его неконтролируемых кульбитов ежедневно и повсеместно.
Захотелось народу, скажем, арбузиком или дынькой организм побаловать да детишек витаминчиками попичкать. Идет он на рынок либо в ближайшую палатку/ларек и...? И видит ‒ стоит сочная бледно-желтая «торпеда» в самый сезон столько, сколько раньше за нее в январе просили. С чего бы это?! Может, торговец натуральным витамином из жадности три шкуры дерет?!
Нет, оказывается. Он с вменяемой наценкой торгует. И за рубли. Только цену по курсу доллара рассчитывает. Потому как дома наш дензнак ему ни к чему. Равно как и узбекскому, таджикскому, азербайджанскому аграрию, у которого коммерсант ходовой товар приобретает. Вот и вся математика.
О заблуждениях и уловках
Может, в ЦБ не в курсе, что республики Средней Азии давно независимыми стали и суверенные денежки вовсю эмиссируют? Допустим. Но в отношении турок, марокканцев, египтян, китайцев, занимающих значительный сегмент отечественного фруктово-овощного рынка, подобных иллюзий там питать точно не должны. Сами же эти валюты ежедневно в рубли и обратно конвертируют. Через доллар. Не находя даже мизерного повода для беспокойства.
Впрочем, на витаминах свет клином не сошелся. Можно и без них обойтись. Или, в крайнем случае, в капсульно-таблеточном виде употреблять. Прикупив баночку искомого продукта отечественного производства. Главное, ‒ базовую продовольственную корзину составляют продукты, произведенные в России! На их то цену заокеанский зеленый гангстер влиять не должен? Если следовать тезе народного избранника, возглавляющего, кстати, Думский комитет по экономической политике, инновациям и предпринимательству?
Увы, увы. Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Продукты, выложенные на прилавки магазинов, производятся с непосредственным участием оборудования импортного производства. Представленного во всей цепочке ‒ от возделывания/выращивания сырья до переработки и упаковки. А техника имеет свойство ломаться, порой напрочь из строя выходить. Поэтому, запчасти или механизмы целиком приходится в заграницах приобретать, если таковых в пределах отечества не производится. Их стоимость включается в конечную цену продукта. При нынешнем курсе рубля, надбавка получается волнующе солидной.
Избежать покупательского стресса помогает шринкфляция. С проявлениями которой мы сталкиваемся постоянно. Когда замечаем, что батон колбасы или пакет молока заканчивается подозрительно быстро. Хотя, на вид выглядит вроде как обычно.
Чертовщина? Нет, конечно! Элементарный трюк. Продукта действительно стало меньше. Вследствие не слишком заметного скукоживания тары/упаковки или недовложения содержимого в привычные емкости. О котором можно узнать, лишь внимательно присмотревшись к мелким цифиркам граммовки, отпечатанным на ценнике.
Некоторые пиктограмму прочитывают, но основная масса покупателей в нее не всматривается. А посему пребывает в заблуждении относительно реального роста цен. Не осознавая, что продают ей за «то же» либо за «немного дороже», осязаемо меньше товара.
Куда ни кинь, ‒ везде бакс
Кстати, подобных фокусов в загашнике ретейлеров имеется еще немало. Но, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас, вместе с народом, отправимся в магазин модной одежды и добротной обуви. Или на вещевой рынок. Разницы большой нет, поскольку картина будет идентичной. Продукции отечественного производителя и там, и там наберется процентов 25-30 в лучшем случае. Остальное покупается за валюту, дел до удорожания которой народу, как до звезды на главной городской елке.
С бытовой техникой дела обстоят немногим лучше. Бренды ушли. Производства перешли в «хорошие руки». И все бы замечательно, если бы они были процентов на 70 локализованы. Но, это про Китай, увы! А у нас царствовала отверточная сборка. Из запчастей, ныне покупаемых за СКВ по звероподобному курсу.
Про автолюбителей и эксплуатационников различной колесной/гусеничной техники я уж и не говорю. Там замена двигателя по нынешним ценам может равнять стоимости целой транспортной единицы годичной давности. Особенно если речь идет о спецтехнике из недружественных стран.
В общем, куда ни кинь ‒ везде курс. Нас, конечно, совершенно неволнующий. И так будет ровно до тех пор, пока мы не импортозаместимся хотя бы на две трети от необходимого. Это понимают все, кроме руководства ЦБ и части Думского начальства. Имеющих в распоряжении действенные инструменты для купирования ситуации.
Между возможностями и желаниями
Самое интересное заключается в том, что на Неглинной и на Охотном ряду прекрасно знают, как положение исправить. Эффективный метод контролирования курса национальной валюты был уже единожды испробован. Удачно. Весной прошлого года. Когда экспортеров обязали продавать часть валютной выручки регулятору. Который, в свою очередь, проводил по мере необходимости интервенции, сглаживающие колебания курса рубля.
Кто мешает возобновить удачную практику сейчас? Вопрос риторический. Вместо этого ЦБ повышает ключевую ставку, выкачивая деньги из реальной экономики. Кстати, уже сегодня состоится экстренное заседание, на котором планка будет поднята в очередной раз. Думаю, на несколько процентов сразу.
Логика нашей главной финансовой начальницы ясна. Она хочет одним выстрелом двух зайцев затрофеить. Повысится стоимость заемных денег ‒ снизится количество желающих одолжиться. Объем денежной массы усохнет ‒ сдуется спрос. Снижение покупательской активности потянет инфляцию вниз.
С другой стороны, повышение ключевой ставки сделает более привлекательными суверенные ценные бумаги. Депозит под вкусные проценты всегда привлекает инвесторов. Хорошо. Только не в нашем случае.
У нас где-то течет
Как вы думаете, много желающих найдется сейчас наши облигации покупать? Запад сразу вычеркиваем. Там, может быть, и хотел бы кто обязательства российские приобрести. Только табу ведь никто не отменял. Законы солидарности суровы. А из остальных, кто платежеспособен? Индия, Китай и арабский хвостик. Ни Бразилия, ни Аргентина, ни ЮАР серьезно вложиться не имеют возможностей.
На внутренний рынок расчет? Ага, как же! Наши толстосумы не привыкли в Отечество вкладываться. Они предпочитают (несмотря на кратно возросшие риски) деньги за рубеж телепортировать. За шесть месяцев текущего года, к примеру, из страны утекло $27 млрд. А всего с начала СВО ‒ $226 млрд или 13% от ВВП.
Может, граждане мошной потрясут? Опять мимо. Частник, имеющий лишние деньги, постарался от олигарха не отстать. И вывел за пределы Отечества в прошлом году 3,28 триллиона денег в рублевом эквиваленте. Ну а подавляющее большинство россиян приобретать ценные бумаги не имеет возможности. Вследствие недостаточности реально располагаемых доходов. Ведь многие сегодня отдают на нужды армии то, что привыкли откладывать.
Вот и получается, что ни в одну из обозначенных целей ЦБ не попадет. Ружьецо кривеньким оказалось. Ведь то, что гипотетически удастся «откусить» от инфляции посредством повышения ключевой ставки, с лихвой компенсируется, курсовым обесцениваем рубля к доллару. При этом, подорожавший кредит продолжит поддушивать промышленность. В том числе импортозамещающую.
ЦБ для России...или наоборот?
Так зачем было весь этот сыр-бор городить тогда? Вопрос, как говорится, не на мою зарплату. Зато я точно знаю, когда курс рубля к доллару нас точно не будет волновать. Потому что сделан в СССР и при Советской власти пожил. Когда зеленый меньше рубля стоил (57 копеек по курсу 1988 или 79 копеек в 1984). И всем было на это наплевать. Поскольку имел отечественный дензнак два контура ‒ инвалютный и внутренний.
И никак они между собой не коррелировались. Второй ходил во внутреннем пространстве страны Советов, первый интересовал исключительно организации-экспортеры. Покупательские амбиции обоих определялись государством. Потому что ЦБ интересам страны служил. А не существовал в абстрактной, оторванной от жизни реальности. Где таргетирование инфляции возведено в абсолют, а все остальное не волнует.
Расхождение интересов (мягко говоря) России и ЦБ сегодня проявляется как никогда наглядно. Ведь «валютное бездействие» ведомства, руководимого сами знаете кем, трудно квалифицировать как прогосударственную политику. Жестко? А как можно сказать иначе, если падение курса рубля играет сейчас явно на руку недружественной нам коалиции.
За океаном и в континентальной части союза солидарных государств нынче прямо праздник. Как же, национальная денежная единица РФ вошла в тройку наихудших валют развивающихся стран, потеряв с начала года 24% по отношению к доллару! Там, в конце списка ее соседями являются Турция, почти доведенная до ручки финансовыми экспериментами Эрдогана, и Аргентина, с большой, но основательно разобранной экономикой.
Виват! Значит, санкции действуют! Нужно еще немного потерпеть да поднажать, запретив доселе не запрещенное, и победа в кармане! Байден обещал же Москве когда-то доллар по двести?! Так он уже за 100! Правильной дорогой идем, солидарные товарищи! Выводы делайте сами. А если автор не прав, киньте в него камень.
Такие вот дела. Так что сдается мне, ‒ пока главный регулятор в лоно государства не вернется, придется нам вместе с родным рублем унижения терпеть. Да еще за курсом доллара следить. Не из праздного интереса либо алчности. А просто для того, чтобы в бюджет уложиться. Мне так представляется. А что скажете Вы?
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.