Зарабатывающие на размещении отзывов о профессионалах сайты считают себя «проводниками» обывателей в качественную медицину, по факту - обыкновенные посредники и распространители малограмотных сплетен, паразитирующие на злободневном и часто злобном. Грязный бизнес или помощник пациента?
Кто из нас перед покупкой недешевой вещи не смотрел отзывы покупателей? Отзывы покупателей медицинской услуги тоже пользуются спросом, поэтому сайты-отзовики агрегируют сотни тысяч умозаключений пациентов о посещении врача и клиники. Заключение о качестве кастрюли или сковороды совсем не той категории, что отзыв о профессионализме врача. По причине медицинской неграмотности пациент всегда «не в теме» - его впечатление базируется совсем не на знаниях. Тем не менее, спрос рождает предложение не обременённых высокой моралью торговцев.
Никто не считал, сколько врачебных сердец «разбили» необъективные писульки обиженных на свою жизнь пациентов, но самый крупный агрегатор не просто так содержит команду юристов, в 252 судебных заседаниях отбивавшихся от претензий оскорблённых врачей. Проведенный двумя уважаемыми интернет-ресурсами для врачей опрос 1 030 специалистов выявил довольно вялую самозащиту – только каждый пятый из оскорблённых пациентом попытался урегулировать проблему с посредническим сайтом.
Неуспех настиг 93,6% попытавшихся объясниться врачей, потому что сайт-отзовик знает, как отбиться от претензий, даже рубрику завёл «Битва за отзывы», где расписывает 28 побед в 29 судах. Против юридического «лома» не у каждого доктора найдутся силы, время и средства. Половине правдоискателей святость врачебной тайны не позволила полноценной апелляции с научными данными. Всего 16% объяснились с письменно нахамившим пациентом, коммуникация с раздражённым дорого обошлась душевной сфере.
С соизволения Конституционного суда пациентам дозволяется высказывать собственные суждения без подкрепления объективными фактами, но публикующий отзывы сайт обязывается к модерации контента и оперативному мониторингу. Ругательства должны моментально удаляться, но оскорбляющие врача трактовки с невежественными рассуждениями о профессионализме и сплетни под модерацию не подпадают.
Как подметила руководитель Центра медико-правовых инноваций Сириуса Ольга Зиновьева: «Иными словами, пациент вправе публично оставить о враче любой отзыв, за исключением откровенно оскорбительного, а врач, связанный обязанностью сохранять врачебную тайну, не вправе эффективно на него отреагировать». Неудивительно, что 95% участников опроса сочли необходимым разработать нормативные акты, регулирующие содержание публикуемых о враче отзывов.
Конституционное право на защиту не может быть о двух неравноценных концах.
Узнавайте о всех важнейших изменениях в отечественном здравоохранении раньше всех на портале МирВрача