Netflix: история создания и успеха Нетфликс
Полная история создания и развития Netflix. Узнайте подробно в чем секрет успеха Нетфликс и как ей удалось стать лидером рынка. Интересные факты, книги и фильмы
Трудно найти человека, кто не знает, что такое iPhone, Google и Netflix. Где можно найти самые годные Фильмы в высоком качестве? Посмотреть любимое кино и на ноутбуке, и на плазме, и на планшете, и на смартфоне? Насладиться всеми выпусками долгожданного сериала сразу в день его выхода? Но мало кто в курсе, что стриминг-платформа, завоевавшая весь мир, выросла из маленькой компании, занимающейся прокатом дисков. Как ей удалось вырасти в технологического гиганта и стать в одном ряду с детищами Марка Цукерберга, Джеффа Безоса и покойного Стива Джобса?
Что такое Netflix: стриминговый сервис фильмов и сериалов
Коротко о главном:
- Развлекательная Интернет-площадка, предоставляющая пользователям за платную подписку доступ к библиотеке с фильмами, сериалами, телешоу, видеоиграм на основе технологии потокового мультимедиа.
- Главные направления деятельности на сегодня: теле-, кинопроизводство, онлайн-прокат, потоковое видео.
- Функционирует с 1997 года, с 2013 года компания выпускает собственные кинопроекты.
- Основатели — Рид Хастингс и Марк Рэндольф.
- Аудитория — 190 стран мира, 200 млн человек.
На фоне конкурентов от НВО до «Амедиатеки» выделяется ощутимыми преимуществами:
- собственная киностудия;
- огромная библиотека фильмоконтента на любой вкус;
- возможность посмотреть сразу все выпуски нового сериала;
- неограниченный доступ с любого устройства — от плазмы и компьютера до телефона и приставки;
- отсутствие рекламы;
- доступность во всех уголках планеты (кроме регионов с ограничениями).
По последнему пункту специально ввели блокировку VPN. Это сделано для того, чтобы киноманы соблюдали региональные ограничения и не нарушали международное законодательство.
История создания Нетфликс: с 1997 года
Дата основания Netflix: 29 августа 1997, место — Скоттс-Вэлли, Калифорния. Рид Хастингс тогда владел Pure Software, а Марк Рэндольф устроился к нему на работу. До этого последний был сооснователем Micro Warehouse, доставляющей компьютеры по почте, а также являлся вице-президентом по маркетингу в Borland International. Но затем Рид продает свое детище за 700 млн долларов, что на тот год оказалось самой крупной сделкой в Силиконовой долине. Идея нового стартапа возникла во время деловых поездок по улаживанию купли-продажи Pure Software в госструктурах.
В развитие проекта Хастингс вложил $2,5 млн — он вдохновился примером тогда еще молодой компании «Амазон», что неплохо зарабатывала на продажах продукции через интернет. Эту Бизнес-модель предприниматель видел основной для себя. Однако отсылка видеокассет была совсем не рентабельной. Но в марте 1997 года в США уже появились DVD. Доставку дисков успешно протестировали — и рискнули окунуться в индустрию проката видео, что уже тогда оценивалась в $16 млрд.
Позже придумают историю, якобы дело началось с того, что Рид просрочил диск с «Аполлон-13» прокатчику Blockbuster и был вынужден заплатить большой штраф. Тогда ему пришла идея своего сервиса, где такого не будет. Но это не более, чем байка для сотрудников и инвесторов.
Netflix стал первым на планете интернет-магазином по прокату dvd дисков. В его копилке было 925 фильмов, а в штате — 300 сотрудников. Использовали модель безлимитной аренды дисков с фиксированной оплатой, без пени, штрафов и доп. сборов за доставку. Дела развивались так:
- 2000 — количество подписчиков достигло 300 тыс.
- 2003 — выручка 272 млн долларов, из которых 6,5 млн — чистая прибыль, план оказался выполнен.
- 2004 — уход из команды Рэндольфа.
- 2005 — 35 000 фильмов в коллекции, отправка 1 млн дисков в прокат ежедневно.
Но в середине нулевых скорость передачи интернет-данных настолько повысилась, что пользователи могли без труда загружать кино из Сети. DVD перестали быть интересными.
Упадок эпохи DVD и начало онлайн продаж Netflix
Чтобы не обанкротиться как прежний конкурент «Блокбастер», нужно было быстро переориентироваться на новые правила игры. Первоначально хотели выпустить приставку: устройство могло за ночь скачать кино, чтобы пользователь посмотрел его на следующий день. Разработку уже зарегистрировали, право на демонстрацию кино получили, но идею все же забраковали. Набирал популярность «Ютуб» и прочие потоковые площадки — становилось ясным, что за ними будущее.
Поэтому все силы направились на работу над концепцией потоковой передачи данных, которая была полностью готова в 2007. Ее фишкой является персонализированная система рекомендаций Cinematch — она не только точно «угадывала» предпочтения конкретного человека, но и выводила в топы шикарные, но недооцененные фильмы. Новый контент предложили распробовать своей аудитории в том же 2007. Тогда это была библиотека из 1000 фильмов — 1 % в сравнении с DVD-базой, где было 100 000 позиций.
Но идея сработала: привлеченные Cinematch люди не желали отказываться от новинки, став ее постоянными пользователями.
Нетфликс завоевывает мир и страны, где он под запретом
На международную арену вышла в 2010, когда в Канаде запустили потоковое вещание. Далее события развивались так:
- 2013 — 40,4 млн подписчиков (31,6 млн — из США).
- 2014 — аудитория в 40 странах мира.
- 2015 — вышли на Австралию, Новую Зеландию, Японию.
- 2016 — платформа запущена в 190 государствах, включая РФ, Индию и Южную Корею.
- 2018 — клиентская база исчисляется 137 млн человек.
- 2020 — плюс 16 млн новых зрителей «благодаря» ковиду.
- 2021 — 200 млн кинозрителей.
Сегодня стриминг сервис не предоставляет свои услугии явлеятся недоступным лишь в Китае, Сирии, КНДР и на территории республики Крым, так как местные правительства ограничивают деятельность американских компаний.
Netflix Original: собственное кино и Сериалы
Годом рождения сервиса Netflix Original самостоятельно создает, выпускает и распространяет контент, считается 2011. Первым оригинальным проектом, который получил большой резонанс, стала политическая драма «Карточный домик» (2013). С ним по популярности может конкурировать «Оранжевый — хит сезона». Т/с настолько полюбился зрителям, что его продлили до семи сезонов. Среди других громких и удачных кинопроектов — «Очень странные дела», «Черное зеркало», а также стендапы известных комиков — Криса Рока, Ника Оффермана, Эми Шумер, Джима Джеффриса. Еще один новый продукт — интерактивное ТВ-шоу «Ты против дикой природы», зрители коего могут управлять популярным ведущим Беаром Гриллсом.
Решение производить собственную продукцию было продиктовано конкурентной борьбой: менеджмент понял, что одной покупкой авторских прав на фоне «Диснея» со «Звездными войнами», «Марвел» и НВО с «Друзьями», «Игрой престолов» не выжить. Если в 2013 компания тратила на контент $2,4 млрд, то в конце 2021 года Netflix тратила уже $19 млрд. Но доходы, к примеру, от «Игры в кальмара» составили $900 млн, в то время как на сериал потрачено $21,4 млн. Чистая прибыль стриминг сервиса выросла до $709 млн, а капитализация достигла $216 млрд.
Кто владеет Нетфликс и кто его главные акционеры
Главное лицо — американский миллиардер Рид Хастингс. Это соучредитель, председатель и директор Netflix. Его первым проектом был Pure Software — фирма, специализирующаяся на диагностике ПО. Именно он сформировал Кодекс внутренней культуры «Нетфликс». Кстати, Хастингс являлся еще и директором совета «Фейсбук» с 2011 до 2016 гг. Но, говоря об этом проекте, нельзя забывать и о Марке Рэндальфе — соучредителе, первом гендиректоре, исполнительном продюсере и бывшем члене совета директоров.
Его вклад в превращение фирмы по прокату дисков в глобальный стриминговый сервис огромен. После того как покинул команду, Марк не думал уходить на покой. Он успел основать полдюжину ярких стартапов, инвестировать в технологические стартапы и, конечно же, наставлять новичков на путь истинный.
Сегодня собственниками студии является непосредственно Рид Хастингс и ряд юридических лиц, институционных инвесторов — Capital BlackRock, Group Companies, Morgan Stanley, The Vanguard Group.
Успехи стриминг-корпорации на сегодня
Она вошла в пятерку крупнейших технологических компаний мира, и в последние несколько лет продолжает держать планку. Это так называемый FAANG — Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google:
- 15 000 фильмов и сериалов в каталоге, а также шоу-программ и спортивных соревнований.
- 208 млн подписчиков.
- $19 млрд — финансирование собственных кинопродуктов.
- Капитализация $216 млрд.
Герой нашего рассказа может похвастаться также целым списком почетных статусов и наград:
- По опросам Morning Consult — 3 место среди предпочтений американцев.
- По рейтингу Siegel+Gale — самый понятный бренд на планете.
- «Оскар» за лучшую документалку «Икар» (2018).
- Три «Оскара» за фильм Roma (2019) режиссера А. Куарона.
Кстати, Каннский кинофестиваль не желал номинировать фильмы производства Netflix на высокие награды — из-за того, что кинокомпания выпускает ленты, в основном, для веб-платформы. По этой же причине знаменитый Стивен Спилберг когда-то заявил, что он против участия лент этой компании в борьбе за «Оскар». Опасения понятны: студия может позволить себе проекты со столь высокими бюджетами, что даже голливудским режиссерам приходится только мечтать. Отчего они не хотят делить сферу деятельности со столь гигантским «противником».
Почему именно Netflix и что значит логотип
Откуда появился такой нейм? На самом деле, это сокращенное сочетание двух слов: InterNET (интернет) + Flicks, Flix (кино). Кстати, Марк хотел назвать проект совершенно иначе, Kibble. Это название использовалась на тестовых этапах и фигурировало в первой документации. Деятельность начали без слогана, он появился только в 2015: See What’s Next («Смотри, что дальше»). Что касается логотипа, он пока лишь единожды пережил существенный ребрендинг:
- 1997-2000: название написано черным цветом, его пересекает темно-фиолетовая кинолента.
- 2000-2014: на красном фоне белые длинные узкие буквы Netflix с контрастной черной тенью.
- с 2014: красными видятся только буквы. Им придали более мягкие очертания, чтобы символы напоминали красные кресла в кинозале.
В 2019 презентовали новый анимированный лого — одна лишь буква N, которая затем распадается на световые полосы, создавая эффект погружения в атмосферу зрительного зала.
10 последних новостей от компании Netflix
Среди самых свежих известий:
- Ноябрь 2021: планирует выпустить аналог «ТикТок» для самых маленьких.
- Сентябрь 2021: продукт студии, т/с «Корона», был назван лучшим драматическим сериалом и удостоился высшей награды «Эмми».
- Июнь 2021: продюсерский центр С. Спилберга заключил контракт на Производство фильмов для стримингового сервиса.
- Январь 2021: общее число подписчиков перевалило за 200 млн.
- Декабрь 2020: были вынуждены удалить из своих библиотек все фильмы с Джонни Деппом. Это стало следствием большого скандала, когда общественность узнала о том, что актер избивал свою жену, Эмбер Херд.
- Октябрь 2020: платформа представила русскоязычную версию.
- Март 2020: корпорация создала фонд помощи творческих работникам с бюджетом $100 млн.
- Январь 2000: число платных подписчиков возросло до 167 млн.
- Январь 2020: кинопродукты студии получили 24 номинации на премию «Оскар».
В будущем «Нетфликс» еще ярче заявит о себе в новостях — в этом нельзя сомневаться. Также стоит отметить глобальную коллаборацию, которая произвела фурор в социальных сетях - в ноябре 2013 года Netflix и Marvel Television объявили о заключении контракта на производство 5 сезонов сериалов, посвящённых супергероям Marvel — Сорвиголове, Джессике Джонс, Железному Кулаку и Люку Кейджу, а также мини-сериала «Защитники», объединяющего всех этих героев. Но пустя всего 6 лет, уже в начале 2019 компания заявила о закрытии всех сериалов о героях Marvel, чем фанаты киновселенной были огорчены.
На каких устройствах доступен и какие тарифы Нетфликс
Как утверждается на официальном сайте — «смотрите где угодно, когда угодно». Все очень просто:
- Зайдите на netflix.com через браузер компьютера, авторизуйтесь и наслаждайтесь киномиром.
- Установите приложение Netflix на смартфон, планшет Android или iOS, игровую консоль PlayStation или Xbox, телевизор Smart TV, плеер Android-TV или Apple-TV для потокового видео, позволяет получить доступ к обширной библиотеке контента.
Интересно, что для россиян и украинцев действуют специальные ценовые предложения, которые выходят дешевле европейских. Сколько стоит «Нетфликс»? Доступно три тарифа (отличаются по уровню качества сериалов «Нетфликс»):
- Первый — Базовый (SD): 599 рублей против 7,99 евро.
- Второй — Стандартный (HD): 799 рублей против 9,99 евро.
- Третий — Премиальный (4К, Ultra HD): 999 рублей против 11,99 евро.
Помимо цены «Нетфликс», еще одна «плюшка» для россиян и украинцев — бесплатный пробный период. Местные жители могут наслаждаться фильмами и сериалами 1 месяц за 0 рублей. Американцы лишились такой возможности уже в октябре 2020.
Главные конкуренты Нетфликс: Blockbuster, Apple TV, Disney +
В эпоху дисков основным оппонентом был гигант в нише проката — Blockbuster. Интересно, что в 2000-м «противники» всерьез задумывались об объединении. Хастингс был готов продать фирму за $5 млн, но антагонист отказался. В 2007-м «Блокбастер», вытесненный «Нетфликс» на задворки, будет вынужден обанкротится. А его отказ надолго запомнят как один из самых крупных бизнес-провалов в истории.
Сегодня же главными конкурентами являются:
- Apple TV;
- Disney +;
- HBO Max;
- NBCUniversal;
- Amazon Prime Video.
Но эксперты считают даже таких гигантов слабыми конкурентами за аудиторию на веб-пространстве, так как у них ограниченный бюджет на эксклюзивный контент для виртуальных зрителей: у «Диснея» $2,5 млрд, у НВО — $2 млрд, у «Амазон» — $6 млрд. «Нетфликс» же тратит на эти цели $19 млрд, что делает его недосягаемым игроком на стриминг-рынке. Кроме этого, в их пользу говорят три фактора:
- Это ИТ-корпорация. И главная ее фишка — рекомендационная система, усиленная ИИ. Пользователю не нужны чужие мнения и баллы, сервис уже через 2-3 месяца использования точно определяет, что нужно именно этому человеку. В «Нетфликс» поддерживается философии «пользовательский опыт важнее всего», до чего антагонисты пока не добрались.
- Контент — основной продукт. Поэтому на его создание и продвижение брошены все силы. У «Амазон» цель как можно дольше удержать зрителя на сайте, чтобы прорекламировать товары из своего магазина. У «Эппл» — завлечь человека на покупку своих гаджетов и оставить в собственной экосистеме.
- Мировая ориентация. Огромное число пользователей стриминг-платформ живет в Индии, Южной Корее, Японии. В прокате там лидируют кинопродукты местного производства, а не американские ленты. Это вовремя «раскусил» Netflix, предоставив зрителю мексиканские, корейские, бразильские, испанские и французские сериалы. В выигрыше все: и люди мира, уставшие от голливудского кино, и американцы, которые могут распробовать зарубежные шедевры. В это время ни Disney, ни HBO, ни Apple пока что не задумываются о зарубежных проектах. При этом сервер гарантирует сохранность и конфидинциальность всех данных своих пользователей.
Конечно, крупные игроки здорово «вредят»: например, «Дисней» отобрал право на показ блокбастеров «Марвел», а НВО — сериала «Друзья». Однако Netflix Original создает достойный контент на замену.
С кем сотрудничает Netflix
Представим тех, чьи имена в разном контексте были связаны с компанией:
- Еще на заре деятельности, являясь интернет сайтом по прокату видеодисков, «Нетфликс» заинтересовал такого крупного партнера как Toshiba America. Производитель запустил акцию: к DVD-плеерам «Тошиба» предлагался бесплатный прокат трьох дисков. Уже вскоре с подобными предложениями обратились Pioneer, Hewlett Packard, Apple и Sony. Сотрудничество было выгодно для всех: росли и продажи видео проигрывателей, и число подписчиков Netflix.
- Когда корпорация только становилась на ноги, ее решил прикупить Джефф Безос, основатель «Амазон». Рэндольф вспоминает, что миллиардер предложил ему $14-16 млн. Но предложение не приняли.
- Еще одна корпорация, что желала купить «Нетфликс» — Microsoft. Однако соглашения они так и не достигли.
Оформляй подписку ✅ будешь вкурсе всех событий в мире кино ☸️