Как понять, что у ребенка проблемы с речью, и что с этим делать? В статье рассмотрим возможные причины задержки речи и попробуем понять, как отличить одно от другого.
Статистика неговорящих детей
На сегодняшний день родители все чаще стали обращаться к логопедам не для того чтобы научить ребенка говорить "р", а для запуска речи в целом.
В середине 70-х годов, количество неговорящих детей среди детей 4-х летнего возраста составляло лишь 4%. В то время как на сегодняшний день эта цифра взлетела до 25%.
Трудно сказать, что именно в большей степени влияет на увеличение количества неговорящих детей. Среди ведущих причин экология, гаджеты, снижение социальных контактов детей и некомпетентность родителей. Однако, с уверенностью можно сказать, что появление мульти-медийного пространства в жизни ребенка в раннем возрасте в значительной степени тормозит его речевое развитие.
Причины отсутствия речи у дошкольников
На самом деле существует несколько неврологических и логопедических диагнозов, обуславливающих дефицит речи у детей. Мы рассмотрим самые распространенные из них.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Задержка речевого развития характеризуется низким темпом развития речи.
- причина чаще всего кроется в особенностях развития мозга, либо в неправильном речевом примере
- у ребенка запаздывает только воспроизведение речи, а ее понимание в норме
- ребенок может сам спонтанно полноценно овладеть языком, без помощи логопеда
- в имеющихся словах нет ошибок, ребенок произносит их правильно
- в целом дети открыты, положительно относятся к контактам со взрослыми
Алалия
Это тяжелое нарушение речи, характеризующееся отсутствием воспроизведения и понимания речи.
- ребенку трудно понимать обращенную к нему речь
- слова, которые он произносит полны ошибок, звучат неверно
- основная причина - повреждение коры головного мозга при родах или в раннем возрасте
- поздние первые слоги и звуки, поздние первые слова; развитие речи запаздывает с самого начала
- нарушена координация и моторика, в том числе пальцевая
- самостоятельно дети не могут освоить язык, необходима помощь логопеда и врачей
Аутизм
Расстройство, при котором отсутствие речи является сопутствующим фактором. Его часто путают с алалией и другими речевыми нарушениями.
- такие дети молчат, не реагируют на обращенную речь
- могут говорить звуки и слова, но используют их не по назначению; не употребляют их в коммуникации, произносят их просто так, сами для себя, много повторяют
- до определенного возраста речевое развитие может быть нормальным, а потом тормозиться и деградировать
- характерны другие признаки аутизма, такие как неконтактность, отрешенность, нежелание общаться
Умственная отсталость или ЗПР
Это два интеллектуальных нарушения, отличающихся друг от друга в основном своими причинами и обратимостью. Однако нарушения речи при них почти одинаковые
- запоздание развития речи, также как и при алалии
- непонимание не всей обращенной речи, а отдельных слов и предложений, незнакомых ему
- дети открыты к речевому контакту, но их речь полна ошибок
- главный отличительный признак - наличие нарушений в других психических функциях, таких как память, внимание, мышление и т.д.
Есть и другие причины отсутствия речи на ранних этапах, однако нами были описаны самые распространенные из них.
Что делать?
Прежде всего, если вы замечаете у своего ребенка запаздывания речи, трудности ее понимания и воспроизведения или другие речевые особенности не стоит сидеть и ждать пока ребенок сам разговориться. Незамедлительно обратитесь к специалисту , прежде всего к неврологу. Если к 1,5 годам первого слова так и не свершилось - это повод обратиться к специалисту. Отсутствие фразы к 2 годам - тоже тревожный звоночек. После посещения невролога и постановки диагноза, вам стоит обратиться к логопеду и сделать упор на занятиях с ним.
Важно внимательно следить за речевым развитием ребенка, ведь это является важной составляющей формирования его мышления и других психических функций.