Я уже писал о том, что в свое время наш генерал, захотел попасть в депутаты областной Думы и в преддверии выборов вывел всех сотрудников управления на улицы в патрули. Хоть это и не было нашей обязанностью и патрулирование улиц города оборачивалось нам на нашем рабочем месте дополнительными нагрузками, все же этот период меня многому научил.
Занудство характера не позволяло мне ходить по улицам просто так. Хотелось быть более подготовленным и действительно приносить пользу людям, а иначе зачем эти прогулки по вечернему городу...
Хотя многие просто «отбывали номер» и не заморачивались никакими вопросами. Я же достал Устав патрульно-постовой службы с интересом его изучал. Коллеги мои подсмеивались- что, Юрец, надумал в ППС податься? А меня сильно тогда случай с девчонкой, которую мы на улице вечером подобрали задел. Понимал, что старшая по патрулю неправильно поступила, но доказать ничего не мог, в результате - взыскание обоим.
Но Генерала нашего никуда не выбрали, и надобность в показухе отпала. После этого он быстро ушёл на пенсию и исчез из поля зрения брянцев. Мы перестали ходить в патрули, но в штабе УВД решили продолжить практику привлечения офицеров разных подразделений к дежурствам. Правда, решили использовать офицеров не как рядовых патрульных, а как проверяющих.
Выезжал с проверками в райотделы и я. В отличие от других, я уже многое знал. Быстро освоившись, постепенно стал проверять всё более скорпулёзно, как говорят - «землю носом рыть». А что делать - жизнь заставила. После моих первых обтекаемых и приглаженных рапортов (чтоб не подвести никого) меня вызвали на ковер в Штаб.
«Это что!!!!?- возмущённо орал полковник. Мы тебя за этим посылали? Чтобы ты нам описал, как доблестно несут службу наши патрульные? Это мы и без тебя знаем. Ты должен проверить и выявить, как они НЕ НЕСУТ!!! Службу!!! А то в отчетах у нас всё хорошо, а преступлений на улицах все больше!!! Я должен знать, кто в этом виноват!!! У меня ВСЕГДА должны быть виноватые!!! Ты понял меня!!!? Не умеешь, - учись, не хочешь, - заставим, а не заставим, так уволим к чёртовой матери!!! Тут тебе не детский сад, и преступники на улицах – это не сказки!!! Иди, и чтобы больше вот таких положительных рапортов я не видел. Не может быть, чтобы всё было хорошо. Если бы всё было так, то зачем милиция нужна!!!?».
Взяв под козырёк, я направился с очередной проверкой, но теперь уже «сильно вдохновленный полковником». Мои рапорты стали более жесткими, более приближенными к реальности. Я перестал страдать интеллигентской стеснительностью кабинетного офицерика. Зная Устав и имея собственный богатый опыт патрулирования по улицам города , я прекрасно понимал специфику этой службы изнутри, так что находить «нужное» было несложно.
Конечно, каждый раз, прибыв в РОВД, я представлялся дежурному, кто я и с какой целью прибыл, и каждый раз мне выделяли дежурную машину и сопровождающего. Подъезжая к посту, сопровождающий запрашивал наряд по радиостанции, и те появлялись в нужный момент в нужном месте. И все проходило гладко. Но я помнил наказы полковника, поэтому искал и искал недочеты. И всегда их находил.
Полковник в Штабе был доволен. Но не ради его похвалы я искал к чему придраться. Он был прав в главном: если у нас так всё хорошо и все добросовестно работают, то почему же уличная преступность зашкаливает?
Мои рапорты имели определенные последствия. Каждый раз получая «по шапке», начальники РОВД стали задумываться о том, что их подчиненные часто «пускают им пыль в глаза», раз этот капитан из ОВИРа умудряется что-то нарыть. Другим «накроешь поляну» и не смотрят ничего, подмахнут заранее составленный рапорт и домой. А этот- как заноза на мягком месте, и вытащить не получается и сидеть больно!
Меня стали узнавать и по-тихому мстить. Так, например, прибыв в РОВД с очередной проверкой, я мог часами ждать пока мне выделят машину и сопровождающего. Я прекрасно понимал, что это маленькая месть, но всё прикрывалось так красиво, что не придерешься. Дескать, извини, капитан, но у ребят куча работы, а машин и бензина не хватает, да и сопровождающий тебе– это тоже для нас роскошь.
И я понимал, и ждал. Но однажды не выдержал. В конце концов, я что генерал, чтобы меня возить и сопровождать? Предписание о проверке при мне, удостоверение на месте, районы города я уже изучил. И я не стал ждать, а пошел пешком.
И вот тут выявилась совсем другая картина. Вот тут я воочию увидел правильность слов полковника: большей части патрулей на своем маршруте не оказалось. При проверке на местах выяснялось, что Устав
ППС-ники знают плохо, как грамотно действовать в той или иной ситуации тоже не знают, у некоторых даже оружия при себе не было. Это они специально его не получали, чтобы после смены не заезжать в РОВД для сдачи, а сразу домой.
Ну,конечно, после таких проверок мои рапорты были просто разгромными. Таким образом хитрая месть на местах не удалась, а вышла же им боком. Теперь меня уже ждали и встречали, и под белые ручки вели прямо к начальнику РОВД. Убеленные сединой мужики, намного старше меня, были просто в бешенстве от моей старательности, но виду не показывали, потому что не знали, кто за мной стоит, и пытались это прощупать.
Начинали издалека, потом переходили на трудности службы, нехватку людей, отсутствие материально-технического обеспечения. Затем переходили к главному, что дескать он, начальник, как отец родной, думает о всех, переживает за всё, старается как может, бьётся как рыбка об лёд, а тут вот такой проверяющий... и все труды насмарку.
К тому времени я уже был стреляный воробей, уже ничего не боялся и не смущался. Поэтому сразу же припирал «отца родного» к стенке фактами. Просил показать мне его рапорта в УВД, о том, как он просил выделить недостающее. А так же просил, чтобы он показал мне ответы из УВД или хотя бы резолюции высоких начальников УВД с отказом на его рапорты. И вот тут сразу происходило мгновенное превращение интеллигентного седого человека в хама. Начинался трехэтажный мат, угрозы, посылания на…. и всё в этом духе.
Потом, когда я ушёл из ОВИРа и попал в Группу по связям, весь этот опыт проверок мне очень пригодился. Руководство УВД понимало, что только мы из ГСОГВиОО являемся единственными профессионалами, знающими общественно-политическую обстановку в регионе и знакомы со всеми представителями региональных отделений политических партий. И можем реально помочь организовать работу сотрудников РОВД в период выборных компаний.
Ну, а раз мы такие специалисты, то нам и проверять. Вот и мотался я месяцами в командировках по области с проверками. И рапорты мои теперь были совсем не прилизанными, а показывали реальную обстановку на местах. Полковник из Штаба УВД даже предлагал мне даже перейти к нему штаб, да только я отказался, потому что не по мне эта работа была. Каждый разгромный рапорт - через себя. Потом долго переживаешь и все думаешь, а прав ли я, что так жестко? Успокаивал себя, что все ради дела, но только неприязнь к себе я кожей чувствовал. И всегда с радостью возвращался к своим бумагам и отчетам в ГСОГВиОО.