Найти в Дзене
Родительский мост

Нина Русланова. От подкидыша до великой актрисы.

Нина Русланова
Нина Русланова

В начале 1946 года по разрушенной войной Харьковской области шел поезд дальнего следования. Вокруг нищета и голод. В вагоне ехала семья — отец, мать, шестилетний сын и двухмесячная дочь.

На станции Богодухов мужчина вышел на перрон за водой, а когда вернулся, обнаружил, что девочки в поезде нет. Мать оставила ее на вокзале. Состав тронулся.

— Нам бы Сережу прокормить! У меня молока нет. Ты хочешь, чтобы Галя с голоду померла? А там женщина младенца кормила, авось и нашу прокормит.

Рыдала Прасковья Антоненко, мать только что толи преданной, толи спасенной малышки.

А что отец? С этого дня в сердце Константина навсегда поселилось чувство вины. Через несколько лет жена подговорит его продать мешок семечек, но они попадут под облаву и оба отправятся в лагерь, как спекулянты. Она на пять лет, он на шесть.

Когда мужчина выйдет на волю, Прасковья не пустит его даже на порог. Предаст так же, как и дочь. Константин же найдет себе новую семью — вдову с дочкой. Воспитает девочку, как родную, потерянную, о которой он не забывал ни на один миг.

Потом на свет появятся еще три девочки. И за каждую он благодарил Бога.

Но вернемся к нашей главной героине.

В феврале сорок шестого на вокзале крошечного города Богодухова нашли кулек с маленькой девочкой. Определили в детский дом, в метрике записали: мать крестьянка, отец Иван Русланов, хотя такого человека просто не существовало.

Саму же фамилию ребенку подарил инспектор детских садов в честь великой русской певицы и тоже сироты Лидии Руслановой. Наверное это и стало пророчеством для всей ее дальнейшей жизни.

«Пришла инспектор детских садов, такая, очень уважаемая, великая женщина, очень солидная такая, с большой коробкой шоколадных конфет. Я их, конфеты, до того не пробовала, даже не видела таких, да и после этого. Она, коробка, тут же исчезла, я даже попробовать не успела. Потом она меня спрашивает: «Девочка, как тебя зовут?», я отвечаю на украинском (я разговаривала тогда только на украинском): «Ніна», — «А фамилия у тебя какая?», — «Не знаю, немає в мене фамілії», — «Вот запомни, девочка, что фамилия у тебя теперь будет Русланова, есть такая известная певица». И я думаю, — продолжает Нина Ивановна, — что это её дар, талант её (Руслановой) передался мне по жизни».

Дату своего рождения она выбрала сама по отрывному календарю. Пятого декабря в СССР отмечали день Конституции. На листочке календарика была изображена девочка на руках у папы. Глядя на эту картинку, она сказала: «Вот это моё! В этот день лучше кормят».

Нина Ивановна всегда всё для себя решала сама. Упрямая, стойкая и до последнего дня не желающая сдаваться. Возможно, детство, проведенное в детском доме, закалило ее и сделало одной из самых любимых актрис конца двадцатого, начала двадцать первого века.

До восемнадцати лет Русланова сменила пять детских домов. Отучилась на штукатура, прекрасно понимая, что это не для нее. Ведь все свое детство в сиротских учреждениях она выступала на сцене. И именно после одного из таких представлений ей и подарили фамилию великой русской певицы.

Потом поступила в Харьковский театральный институт. После первого курса, поняв, что и этого ей мало, уехала покорять Москву. Закончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. И сразу же начала сниматься в кино. А еще ее ждал театр имени Вахтангова. Ему она отдала пятнадцать лет своей жизни.

Во время учебы в театральном Нина подружилась с Александром Кайдановским. И эту дружбу они сохранили на всю жизнь. Как и Русланова, Александр был детдомовским. Он даже предложил Нине быть его сестрой.

В 70 х молодая актриса выходит замуж. Несмотря на запреты врачей, у Нины Ивановны был врожденный порок сердца, в 1976 году она становится мамой.

«Они мне сказали, что не будут брать ответственность и принимать роды. Тогда муж связался с нашими знакомыми, которые были врачами, и я уехала рожать к ним. Мне говорили, что нужно сделать выбор, кого спасать в случае, если роды пойдут не по плану. Я перед отъездом даже бумажку какую-то подписала, что спасать нужно ребенка».

Олеся была очень любимым и долгожданным ребенком. Но жизнь актрисы - это постоянные гастроли и съемки. Внимания Нина уделяла дочке меньше, чем хотела. Больше всего она боялась, что малышка почувствует себя брошенной. Но и в самостоятельности ей не отказывала.

Когда пришло время идти в школу, первой мыслью было оформить ребенка в интернат, где учились все дети актеров. Но одного визита в это заведение было достаточно, чтобы перед глазами встало детдомовское прошлое. Дочка пошла в обычную школу у дома.

Жизнь в сиротских учреждениях Нина Ивановна вспоминать не любила и не хотела. Слишком больно было быть преданной. По этой же причине не вернулась и на малую родину.

"Детство - мамина тайна, куда она до сих пор никого не пускает"

Из-за светлых волос, воспитатели решили, что она по происхождению немка. А после войны это был приговор в среде детдомовских. Дети постоянно обижали ее и очень жестоко издевались. Может кого-то это бы и сломало, но только не ее. С каждым днем ее упорство и желание вырваться из этого ада становилось только крепче.

Всю жизнь Русланова шла вперед, напролом. Если что-то не нравилось, говорила об этом прямым текстом. Конечно, не всем это было по душе. Но она всегда добивалась своего. Даже, если это казалось невозможным.

В 2009 году у Нины Ивановны случился инсульт. Врачи не давали никаких прогнозов. Слишком много часов было потеряно.

И опять знаменитое упрямство актрисы взяло верх. Выжила, восстановилась, на сколько это было возможным. Вместе с маленьким внуком заново учила алфавит и перебирала крупу для развития мелкой моторики. Снова победила немощь.

Русланова ушла со сцены, но не оставила мир кинематографа. Вместе с дочерью они организовали летний кинолагерь для детей, где ребят учили снимать настоящие фильмы. Актриса, пока позволяли силы, приезжала на первую смену и на церемонию награждения.

В 2019 году Нина Ивановна приняла участие в телепередаче «Эксклюзив». Поводом было письмо от трех сестер из Пермского края. Они рассказали историю своего отца и о своем обещании узнать судьбу брошенной малышки.

Был сделан ДНК тест. И да, с максимально высокой вероятностью он подтвердил их кровное родство. Тем не менее, сама Русланова общаться с вновь обретенной семьей не захотела. Посылку, отправленную ей на день рождения сестрами, не стала забирать с почты.

Хочется верить, что все - таки Нина Ивановна смогла простить своих кровных родителей. Но так ли это, мы, увы, уже никогда не узнаем.

Боль брошенного ребенка сама по себе не пройдет. Это саднящая рана на всю жизнь. Ее можно попытаться заклеить пластырем каких-то побед и свершений, и это хорошо, это точка роста. Или заливать алкоголем и жалеть себя, выбрав путь в пустоту.

Нина Русланова свой выбор сделала и прожила достойную, честную и прямую жизнь. Ее нет с нами уже два года, а любовь к ней и ее творчеству осталась. Низкий поклон.

#родмост #благотворительныйфонд #родительскиймост #приемныедети #сирота #усыновление #Нинарусланова #актриса #семья