Математика (а потом и алгебра с геометрией) в школе стала для меня кошмаром. Всё оказалось слишком скучно и неинтересно. Причём с самого начала, хотя в детстве мне казалось, что математика станет моим любимым предметом в школе.
И даже когда я, как и все, играла в школу, я в основном представляла себя учителем математики. А моей главной «методичкой» была как раз книга «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика». Это название сразу отложилось в моей голове и создало ассоциацию, что математика обязательно должна быть весёлой. Но уже в подготовительной школе я поняла, что что-то тут нечисто.
Перед школой родители решили, что мне нужно походить в подготовительную школу. Читать и писать я умела, считать тоже, поэтому, наверное (мне так кажется), что сделано это было во имя социализации, потому что с общением со сверстниками у меня были проблемы, судя по всему. Я с удовольствием ходила на подготовку к школе – рисовала крючки, палочки. Как ни странно, не любила пропускать занятия (вроде бы и не пропускала), а один раз даже помню свою детскую трагедию, когда случайно в тетради нарисовала эти крючки и палочки ручкой зелёного цвета вместо синего, из-за чего очень переживала почему-то. Так мне там нравилось, поэтому я боялась, что цвет ручки может поспособствовать моему наказанию. Но подготовительная школа, естественно, была платная, поэтому преподавательница, кажется, даже не заметила, что крючки не синие, а зелёные.
Тогда мама решила записать меня ещё и на математику, и вот это было началом моего отвращения к математике. Скучно, неинтересно, совсем не так загадочно, как в книге! Да и преподавательница мне не понравилась, поэтому на математику я отходила в лучшем случае неделю. Но тогда мне ещё казалось, что это просто случайность.
Забегая вперёд, скажу, что математика мне нравилась только благодаря этой книге. Больше математика не смогла увлечь меня ни в школе, ни, тем более, в институте (я училась на филологическом факультете, но «компьютерная математика» - это ещё что такое?! – у нас была). Ни один преподаватель, ни один учебник, ни одно видео больше не смогли показать мне красоту математики, так что считаю, что эта книга – лучшее из математики, что было в моей жизни.
Ещё сразу скажу, что, конечно, называть эту книгу книгой по математике – слишком громко и претенциозно. В первом издании книги (издательство «Педагогика», 1977) в Предисловии авторы пишут так: «Уважаемые родители! Ваши малыши, как и вы когда-то, любят слушать сказки. Мы надеемся, что им понравятся «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика». Но скажем вам по секрету: это не просто сказка. Мы хотим, чтобы ваши дети, которые ещё не скоро пойдут учиться, приобрели некоторые математические представления». В общем, это основы математики, которые предлагаются ребёнку через сказку, которую он точно полюбит.
Если представить эту книгу в виде формулы, то она бы выглядела так:
Формула "Весёлой математики":
Герои, которые точно понравятся ребёнку (Томатик – маленький человечек с вечно красными щёчками, который хочет найти настоящих друзей; Кубарик – ослик не ослик, лошадка не лошадка, сложившаяся из кубиков)
+
Приключения героев (иногда опасные, иногда очень весёлые)
+
Вечные ценности (ребёнок может получить из книги понятие об истинной дружбе, храбрости, поддержке)
+
Основы математики (как вычитать, как складывать, причём всё это, как сейчас и нужно, максимально приближенно к жизни: как посчитать количество подарков, стульев для гостей и так далее)
=
Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика
Вообще сейчас уже могу однозначно сказать, эта книга опередила своё время: приближение обучения к жизни (а не как в учебниках математики о том, как двум друзьям нужно купить 102 арбуза), интересная подача, завуалированное обучение (ребёнок читает книгу, сказку по сути, но приобретает навыки простейших вычислительных действий, но это в 3 года!). Неудивительно, что её стали переиздавать.
Теперь о том, где же взять этот шедевр. Ну, вероятно, у многих он сохранился. Так что статья – повод её поискать в своих закромах. А что если её нет? Она могла потеряться, истрепаться до невозможности (как наша книга, потому что была любимой у всех, из-за чего некоторые страницы буквально протерлись до дыр). Хорошая новость! Издательство «Розовый жираф» переиздало книгу в 2017 году.
Книга стала чуть-чуть больше по размеру, но все иллюстрации, весь текст сохранены, что просто чудо. Хорошая новость два – издательство не только переиздало «Приключения…», но и вторую часть – «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика. Часть II», написанную уже Кирой Сапгир.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок полюбил математику или освоил в оооочень юном возрасте (напомню, книга предлагается для детей трёхлетного возраста) простейшие математические действия, но без занудства – то эта книга просто находка для любого заботливого родителя
Привет 👋
Я Алина, и я расскажу про книги, которые читаю 📖
✨ а на моём телеграм-канале можно обсудить книги и просто посмотреть, чем я ещё занимаюсь:
Алина, что читаешь?
https://t.me/chitaemrebyatki
🫶🏻 подписывайся, ведь я жду именно тебя!
Читаем, ребятки! 📚