Цепочки поставок становятся всё более запутанными и непрозрачными
9 августа президент США Джо Байден представил новейшее оружие в экономической войне Америки с Китаем. Новые правила будут регулировать инвестиции частного сектора за рубеж, а инвестиции в наиболее чувствительные технологии в Китае будут запрещены. Применение таких ограничений сильнейшим в мире защитником капитализма является последним признаком глубоких изменений в экономической политике Америки, которая противостоит усилению влияния все более настойчивого и угрожающего соперника.
На протяжении десятилетий Америка приветствовала глобализацию торговли и капитала, которая приносила огромные выгоды в виде повышения эффективности и снижения затрат для потребителей. Но в опасном мире одной эффективности уже недостаточно. В Америке, да и на всем Западе, рост Китая выдвигает на первый план другие цели. Понятно, что чиновники хотят защитить национальную безопасность, ограничив доступ Китая к передовым технологиям, которые могут усилить его военную мощь, и создать альтернативные цепочки поставок в тех областях, где Китай держит себя в тисках.
Результатом этого стало появление целого ряда тарифов, проверок инвестиций и мер экспортного контроля, направленных против Китая, сначала при предыдущем президенте Дональде Трампе, а теперь при Джо Байдене. Джанет Йеллен, министр финансов США, посетила Дели и Ханой, чтобы рассказать о преимуществах "дружественного шоринга", давая понять руководителям компаний, что уход от Китая будет разумным. Хотя такие меры по "снятию рисков" приведут к снижению эффективности, считается, что если придерживаться чувствительной продукции, то ущерб будет минимальным. А дополнительные затраты будут стоить того, поскольку Америка будет в большей безопасности.
Последствия такого нового мышления становятся очевидными. К сожалению, оно не принесло ни устойчивости, ни безопасности. Цепочки поставок стали более запутанными и непрозрачными, поскольку они адаптировались к новым правилам. И если присмотреться, то становится ясно, что зависимость Америки от китайских критически важных ресурсов сохраняется. Еще более тревожным является тот факт, что данная политика привела к обратному эффекту - сближению союзников Америки с Китаем.
Все это может быть неожиданностью, поскольку на первый взгляд новая политика выглядит как грандиозный успех. Прямые экономические связи между Китаем и Америкой сокращаются. В 2018 году две трети американского импорта из группы "дешевых" азиатских стран приходилось на Китай, в прошлом году - чуть больше половины. Вместо этого Америка повернулась лицом к Индии, Мексике и странам Юго-Восточной Азии.
Корректируются и инвестиционные потоки. Если в 2016 г. китайские компании инвестировали в Америку ошеломляющие 48 млрд долл., то через шесть лет эта число сократилось до 3,1 млрд долл. Впервые за четверть века Китай перестал входить в тройку ведущих инвестиционных направлений для большинства членов Американской торговой палаты в Китае. На протяжении почти двух десятилетий Китай претендовал на львиную долю новых иностранных инвестиционных проектов в Азии. В прошлом году он получил меньше, чем Индия или Вьетнам.
Однако если копнуть глубже, то можно обнаружить, что зависимость Америки от Китая остаётся неизменной. Возможно, Америка переориентирует свой спрос с Китая на другие страны. Но производство в этих странах теперь в большей степени зависит от китайских комплектующих, чем когда-либо. Например, по мере роста экспорта Юго-Восточной Азии в Америку увеличился импорт промежуточных товаров из Китая. За последние пять лет объем китайского экспорта автомобильных деталей в Мексику, еще одну страну, выигравшую от снижения американских рисков, удвоился. Исследование, опубликованное МВФ, показывает, что даже в отраслях передового производства, где Америка больше всего стремится отойти от Китая, наибольшего прорыва на американский рынок добились страны, имеющие наиболее тесные промышленные связи с Китаем. Цепочки поставок стали более сложными, а торговля - более дорогой. Но доминирование Китая остается неизменным.
Что же происходит? В наиболее вопиющих случаях китайские товары просто переупаковываются и отправляются в Америку через третьи страны. В конце 2022 года Министерство торговли США обнаружило, что четыре крупных поставщика солнечных батарей из Юго-Восточной Азии осуществляли настолько незначительную переработку китайской продукции, что фактически обходили тарифы на китайские товары. В других областях, например, в производстве редкоземельных металлов, Китай продолжает поставлять сырье, которое трудно заменить.
Однако чаще всего этот механизм носит благотворный характер. Свободные рынки просто приспосабливаются к поиску наиболее дешевых способов доставки товаров потребителям. И во многих случаях Китай, с его огромной рабочей силой и эффективной логистикой, остается самым дешевым поставщиком. Новые правила Америки способны переориентировать ее собственную торговлю с Китаем. Но они не могут избавить всю цепочку поставок от китайского влияния.
Таким образом, в значительной степени развязка является фальшивой. Хуже того, с точки зрения Байдена, его подход также углубляет экономические связи между Китаем и другими странами-экспортерами. Тем самым он противопоставляет их интересы интересам Америки. Даже там, где правительства обеспокоены растущей напористостью Китая, их коммерческие отношения с крупнейшей экономикой Азии углубляются. Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство - торговое соглашение, подписанное в ноябре 2020 года многими странами Юго-Восточной Азии и Китаем, - создает своего рода единый рынок именно тех промежуточных товаров, торговля которыми бурно развивалась в последние годы.
Для многих бедных стран получение китайских инвестиций и промежуточных товаров, а также экспорт готовой продукции в Америку являются источником рабочих мест и процветания. Нежелание Америки поддерживать новые торговые соглашения - одна из причин, почему они иногда считают ее ненадежным партнером. Если их попросят выбрать между Китаем и Америкой, они, возможно, не примут сторону дяди Сэма.
Уменьшение риска
Все это несёт в себе важные уроки для американских чиновников. Они говорят, что хотят быть точными в том, как защититься от Китая, используя "маленький двор и высокий забор". Но без чёткого понимания компромиссов между тарифами и ограничениями риск заключается в том, что каждая угроза безопасности делает двор больше, а забор выше. Тот факт, что выгоды до сих пор были иллюзорными, а затраты - более значительными, чем ожидалось, подчеркивает необходимость лазерной фокусировки.
Более того, чем более избирательным будет подход, тем выше вероятность того, что торговых партнеров удастся убедить снизить зависимость от Китая в тех областях, которые действительно имеют значение. Без этого снижение рисков сделает мир не более безопасным, а более опасным.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».