Найти тему

Силуэт

Работа ученика студии
Работа ученика студии

«...Не допускайте изолированного выполнения последовательно головы, фигуры, торса, рук и т. д. Вы неизбежным образом упростили бы гармонию целого. Наоборот, устанавливайте те отношения, которые существуют между отдельными частями; ищите правду движения; характеризуя его, опасайтесь больше холода, чем жара; подавайте горячо

Жан Доминик Энгр

1 Вводная часть. Объяснение про что, зачем, почему, как.

Сулуэт

Силуэт — это плоскостное изображение. Силуэт это как бы тень объекта. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Объемная форма может казаться силуэтом при определенном освещении. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. Потому что через силуэт можно показать самое характерное, оставляя обыденные стороны в тени. Уметь увидеть силуэт, значит не отвлекаться на детали, смотреть избирательно, пропуская детали. Очень важно уметь схватывать силуэт, когда мы делаем быстрые зарисовки, наброски. Потому что силуэт это основное, детали потом уже можно добавить. Если уже нарисован силуэт можно дальше добавить объем, тон..

Силуэт – это основной элемент изображения.

Силуэт в искусстве Древнего мира.

Теперь приступим к самостоятельному рисованию. Я предлагаю начать с рисунков небольшого размера. Давай сначала нарисуем какую-нибудь статуэтку из египетского зала. Здесь ты видишь статую бога Анубиса.

-2

Начнем с нее. Рисуя силуэт, мы постараемся идти от общего к частному. Так делают все художники, когда рисуют с натуры. А как это сделать? Художники говорят, что нужно не пририсовывать одну часть к другой, а рисовать все сразу. Как же это можно сделать? Просто рисовать нужно большими блоками. Как будто ты скульптор, а белый лист бумаги это кусок глины и ты постепенно отрубаешь все лишнее. Рисунок должен постепенно возникать на листе. Сначала очертания у нас будут огрубленные и постепенно мы их будем уточнять, все время, сравнивая части с целым. Все время будем соотносить, как расположены части по отношению друг к другу: что выше что ниже, что выступает вперед и т.д. Мы пока не ищем с вами «красоты» в наших рисунках, не ждем быстрого результата. Наша цель приучить себя рассуждать и рисовать поэтапно, от общего к частному. Мы не будем срисовывать по частям, но будем сознательно разбирать натуру на элементы, чтобы воспроизвести их в рисунке.

«...Рисовать — значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего, то есть вы рисуйте не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, не руку, а какую роль играет нос на лице, рот и т. п. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуйте ее в смысле с общим. Рисуйте всегда, все время, весь Ваш рисунок — всегда от начала до конца общее и идите к деталям постепенно. Вот Вам секрет рисования...» Н. Н.

Этапы рисования в картинках.

-3

Сначала нарисуй линию – это будет длина статуи. Теперь отметь на ней точками длину основных ее частей: хвост, туловище, лапы. Сравни их между собой. Какая из частей самая большая, маленькая? Теперь отметь над этой линией самую высокую точку статуи. Отметь чертой верхнюю часть туловища. Посмотри как соотносятся между собой голова и лапы с туловищем: что больше выступает вперед нос или лапы?

Теперь наметим силуэт. На какую форму похожа голова Анубиса в этом ракурсе? (на треугольник) Уточним силуэт. Нижняя часть статуи не совсем ровная линия. Теперь сотрем опорные линии и заштрихуем наш силуэт.

-4

Перейдем в зал искусства Ближнего и Дальнего Востока. Нарисуем статую Шеду. Этот барельеф вписывается в форму квадрата. Нарисуем сначала эту форму. Мы не будем сразу рисовать силуэт Шеду, а наметим сначала «пустые места» - те места где ничего нет: сверху между краем головы Шеду и его крылом, слева, где край Шеду, внутри пространство между лапами.

-5
-6

Теперь нарисуем весь силуэт. Уточним его. Сотрем опорные линии. В этот раз заштрихуем не сам силуэт, а пространство вокруг него.

Рассуждая таким же образом и двигаясь поэтапно нарисуй более сложные силуэты самостоятельно.

-7

  • Теперь попробуем нарисовать силуэт всадника на коне.Т

Сначала постарайся охватить взглядом всю статую целиком. В какую форму она вписывается? Нарисуй на своем листе эту форму и приблизительное очертания статуи. Посмотри какие части больше всего выступают. На протяжении всего рисования старайся не рассматривать детали статуи: одежду всадника, седло, мышцы лошади. Смотри только на очертания статуи.

-8

-9

Рисовать силуэт всадника на коне сложнее, чем вазу или статуэтку. Поэтому теперь чтобы уточнить пропорции, сравним отношение толщины туловища коня к его длине. Для этого мы наводим карандаш на туловище коня.

-10

Фиксируем пальцем отрезок карандаша, соответствующий высоте верхней части туловища. Затем наводим этот отрезок на длину туловища. Смотрим — сколько раз этот отрезок карандаша помещается в туловище: толщина туловища укладывается в длину туловища два раза. Так же измеряешь эти отношения на своем рисунке и исправляешь, если у тебя не так. Таким образом можно точно понять отношения различных частей друг к другу. Ты всегда можешь пользоваться этим приемом, если видишь, что твой рисунок получается не пропорциональным. Но не забудь, это измерение следует производить только на вытянутой руке, выпрямленной в локте. Если не соблюдать этого условия измерение будет неверным. Ведь по мере приближения карандаша к глазу (согнутая рука) он становится крупнее. А значит наш «измерительный прибор» будет менять свой размер и не сможет служить эталоном, по которому можно сравнивать величины.

-11

Теперь, когда мы уточнили сулуэт и стерли лишние линии, можем его заштриховать.

-12

А теперь усложним наш рисунок. Заштрихуй фон за силуэтом и сам силуэт неравномерно: где-то светлее, где-то темнее. Смотри теперь наша работа получилась похожа на настоящий рисунок и скульптура стала казаться объемной, появилось ощущение, что вокруг нее можно обойти, хотя мы никакого объема не создавали.

5. Материалы

Карандаш, бумага, ластик.

6. Сноски – объяснение терминов

Рельеф - (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

Барельеф

Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью. | прил. барельефный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

Толковый словарь Ожегова

Ракурс — (франц. raccourci сокращение, от raccourcir сокращать, укорачивать), перспективное сокращение изображённых предметов. В декоративных росписях ракурс часто используются для наиболее эффектной передачи движения и пространства. (Источник:… … Художественная энциклопедия

Силуэт –

Название происходит от фамилии Этьена де Силуэт, министра при французском короле Людовике ХV (XVII век), на которого художник нарисовал карикатуру, она была сделана необычно - как тень.

Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э Возродилось искусство во Франции в первой половине 18 в. Силуэтные портреты были распространенными и модными. Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги, но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэты помещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергаменте, игральных картах и фарфоре.

-13

7. Домашнее задание.

Рассмотри работы художников. Обрати внимание, что эти работы выполнены с использованием силуэтного изображения. Попробуй придумать свой рисунок на основе этих примеров. Комбинируй разные силуэты вместе: светлые с темными, большие с маленькими. Попробуй заштриховать рамку карандашом неравномерно тогда сразу появится ощущение какого-то места, среды. Пофантазируй чтобы это могло быть? Вечер? Туман? Закат на берегу моря? Затем сверху сразу, без контура наштрихуй силуэт фигуры, дерева, дома… Не бойся придумывать, входить в иную реальность, чтобы картина сама вела за собой в новый мир, тогда словно вовлекаешься в приключение и никогда точно не знаешь, чем вся эта авантюра закончится. Случится ли в итоге чудо или нет…

Жорж Сера
Жорж Сера

-16
-17
-18
-19
-20