Давайте сразу признаем: все в курсе, ради чего создавался данный проект. Не с целью выражения творческой мысли, не для того, чтобы чему-то научить или как-то по-особенному развлечь, а просто чтобы нажиться на фанатах «Бесконечного лета». Только в этот раз пикантными картинками вознаграждают не за прокликивание километров текста, а за выполнение определённых действий.
Но абстрагируемся от нашумевшего оригинала и рассмотрим «Травницу» как независимую игру.
Завязка чрезвычайно проста и сразу подводит к игровому процессу. Героиня по имени Славя приезжает на лето к бабушке, но обнаруживает в доме только кошку и старую книгу с рецептами зелий. Решив, что загадка бабушкиного исчезновения кроется в книге, девушка приступает к зельеварению.
На каждое действие, будь то сбор лесных трав, мытьё посуды или уборка в абмаре, тратится энергия, восполняемая едой и сном. Немало виртуальных дней пройдёт, прежде чем игрок достигнет цели, а уж если взяться за стимовские достижения, то счёт дней перевалит за сотню — вот уж точно бесконечное лето. (А бабушка тем временем сгинет где-нибудь в лесу, потому что никто не удосужился вызвать полицию.)
Эксперименты с зельями затягивают, интересно получать новые смеси и смотреть, какой они произведут эффект. Результаты этих опытов фиксируются в книге — вроде бы для удобства игрока, но в такой непрактичной форме, что проще самому начертить на листочке таблицу со всеми необходимыми комбинациями, чем листать эти записи. В целом работа с алхимическим аппаратом напоминает многочисленные игры со смешиванием элементов, где из огня, воды, воздуха и земли путём долгих манипуляций и смешиваний получаются бактерии, кирпичи и золото. В «Травнице» до такого абсурда не доходит, но всё равно придётся перепробовать в инвентаре массу сочетаний всяких грибов, яиц и банок, если захочется узнать все доступные рецепты.
Абсурд подстерегает нас в другом месте: в амбаре. Пол в нём деревянный, но каким-то образом Славя всё время в нём копает и находит вещи одна причудливее другой, которые рандомно продаёт или выбрасывает как хлам. «Покопаю в бидоне! Нашла скелет. Отнесу в лавку, получу немного денег!» (Скелет? Чем там бабушка занималась до исчезновения?.. Может быть, она банально в бегах?)
Рисовка далека от совершенства. Кошка, пусть её хоть сто раз назовут кисонькой, не вызывает ни капли умиления, а любоваться Славей мешают неправильные пропорции и чересчур большие глаза — даже с учётом анимешного стиля получилось существо из «зловещей долины». Над лесом вовсе не старались, есть игры для дошколят пятнадцатилетней давности, которые прорисованы лучше.
Музыка не отвлекает от игры, но на этом всё, непонятны восхищения саундтреком и вообще смелость его отдельной продажи за половину стоимости игры.
Что отвлекает — так это маленькие событийные вставки. Впрочем, «событийные» — громко сказано, учитывая, что в половине из них Славя просто спит, или собирает цветы, или варит зелье. Есть и неприличные вставки, от нелепости и неуместности которых становится неловко. Конечно, для кого-то они и являются смыслом игры (как будто нельзя зайти в сообщество Стима и посмотреть на них там), а мне они служили помехой в азартном приготовлении зелий, потому что сразу стало понятно, что они не принесут с собой ничего, кроме разочарования. Если уж делать хентай, то настоящий, всё равно ограничение по возрасту уже стоит. А в нынешнем виде эти пять с половиной рисунков со скомканным текстом напоминают список тем, придуманных автором для будущих фанфиков от поклонников первой игры. Фансервис в чистом виде.
Несомненно, это игра на один раз. После испытания на себе всего, что она может предложить (вставки с «событиями», эффекты зелий, ассортимент еды), «Травница» теряет смысл — даже текст во вставках а-ля визуальная новелла написан так бедно и скучно, что его и в первый раз читать не хочется, не то что ностальгически возвращаться к нему спустя какое-то время. Но что-то подсказывает, что это не последняя игра в данной франшизе. «Травница» имеет успех даже при минимуме затрат, фансервис пришёлся фанатской базе по нраву — значит, ждём появления игр вроде «Героиня из БЛ #2 на протяжении 50 уровней ловит бабочек, как лягушка в советской «Электронике», и у неё неприлично задирается юбка» или «Помоги героине из БЛ #3 повторить последовательность символов на экране, за каждые десять уровней она будет снимать с себя носок или бантик для волос».
Однако при всех своих недостатках «Травница» сумела занять неожиданную нишу: это казуальная головоломка на тему собственного бизнеса и приготовления еды — для тех, кто любит в наибольшей степени упрощённые игры и не хочет думать. За глупость не наказывают, проиграть невозможно. И когда смотришь на неё после длинного трудового дня, то и пучеглазую Славю воспринимаешь как данность, и копание в бидоне кажется делом нормальным. Но недостатки-то от этого никуда не исчезают. Поддерживать рублём халатное отношение к разработке даже казуальных игр не стоит.
Если вы себя уважаете, то найдёте более качественную и интересную игру любого из понамешанных здесь жанров.