Найти тему
Андрей Словохотов

Обмундирование крымских воинов в 16-17 веке.

Загатовка. (если кто не понял то ошибки в этом слове шутка) 😂👍 Постепенно добавлю свои находки по крымским татарам.

Польская книга о татарских доспехах.

https://drive.google.com/file/d/1R6k7PtR45ZQ2DOrbv2_wZw_NHmSfCF2W/view?usp=sharing

Когда я заинтересовался внешним обликом крымских воинов 16-17 века оказалось, что с помощью интернета я смогу найти в Польше, Швеции, Австрии, России и Турции, разрозненные изображения и артефакты. Однако их никто не сопоставлял!

Поэтому моя статья не только первая, но единственная, где вы сможете увидеть детали!

Часть 1-я. География вещей.

Исторически Крым это регион между Турцией, Ираном, Кавказом, Великой Степью, Россией, Польшей, да и в целом всей Восточной Европой и поэтому в вооружении и одежде крымчаков с одной стороны можно найти детали всех перечисленных регионов, но главное это самобытность, которая отличает воинов Крыма от всех этих регионов!

И первое это конечно же национальный орнамент. Его несколько видов и прежде всего он делится на ногайский (степной) и собственно крымский.

Старейшее изображение орнамента, которое мне удалось найти относится к 1840-м годам!

Глава 2. Сапоги.

Сохранился всего один образец кавалерийских сапогов Крымского ханства.

Это подарок хана шведскому королю и хранится он в Стокгольме. Но прежде чем на него посмотреть давайте изучим его собратьев на турецких гравюрах. Везде изображается примерно один тип. Острый носок, мягкая пятка, похожая на мягкий носок голенище, специальный верх с вырезом чтобы сапог было удобно натягивать.

Привожу три примера с двух гравюр:

-2
-3

Про сапог сохранившийся в Швеции, крымские татары сняли специальный сюжет: https://www.crimeantatars.club/history/just-fact/v-shvetsii-hranyatsya-sapogi-krymskogo-hana

В музее Ливрусткаммарен в Стокгольме представлен необычный экспонат – сапоги, подаренные крымским ханом в 1582 году во время визита в Швецию. Они украшены поражающей своей утончённостью вышивкой.

-4

На видео мы видим тоже самое, что и на гравюрах, но мелкие детали принципиальны:

1. Швы, по которым сапог сшивался.

2. Два отверстия в верху для пальцев, чтобы натягивать сапог.

3. Специальные нашитые "ребра" чтобы сапог не скользил в стремени.

4. Хвостик сзади и острый конец сверху чтобы удобно было натягивать сапог.

5. Богатый орнамент.

Глава 3-я. Как завязывать хвост лошади?

На гравюрах сохранилось несколько способов того, как завязывать хвост лошади.

Способ 1-й.

-5

Способ 2-й.

-6

Иногда хвост вообще не завязан!

Глава 3-я. Седло.

Если единственные сапоги сохранились в Швеции, то единственное седло в Вене, но есть еще множество миниатюр. Главных отличий крымского седла два:

1. Седло очень высокое, это удобно и при длительных переходах и при стрельбе из лука. Поэтому все кто рисуют другие седла совершают ошибки.

2. Часть седел, как и седло из Вены, имели национальный орнамент и родовые тамги.

Высокое седло в частности позволяло повернуться назад, да и вообще хорошо удерживала лучника, это видно например на этой гравюрах:

-7
-8

А вот и седло из Вены:

-9

Седло хана Мурата Гирея. Среди турецких трофеев, собранных после осады и освобождения Вены в 1683 году, было и седло, которое изначально приписывалось Кара Мустафе, великому визирю и главнокомандующему турецкой армии, прежде всего из-за его особенно богатого снаряжения. Однако, это, вероятнее всего, ошибка, потому что на седле изображена тугра (каллиграфическое имя) Гирей-хана (хан 1678-1683). Седло — работа придворной мастерской султана Мехмеда IV. Сиденье обшито вишнево-красным бархатом и украшено аппликациями из цветочного декора. В комплекте с седлом имеется пара стремян из позолоченной латуни. Мурат Гирей был ханом крымских татар. В 1466 году крымские татары отделились от Золотой Орды, а в 1478 году при султане Мехмеде II ханы крымских татар стали вассалами Османской империи. Они использовались османами в качестве вспомогательных войск в их сражениях с поляками, трансильванцами и Габсбургами. Во время похода на Вену, 9 сентября 1683 года Гирей-хан также прибыл к Кара-Мустафе с отрядом татар. Но хан не сумел наладить правильные отношения с великим визирем и мешал своему турецкому начальству, как мог. Поэтому Кара Мустафа после поражения при Гране тут же его сместил и назначил ханом татар другого члена семьи Гирей. (Венская оружейная палата)

Глава 4-я. Науз и другие шейные украшения.

На миниатюрах на шее лошадей виднеется два украшения, одно это науз (в виде белого хвоста) и его типы хорошо известны в музеях, второе похоже на двойной ремешок. Характерно, что лошади с этими украшениями изображены в битвах и в торжественных встречах, но при переправах через реку или изображении походов их нет. Это логично!

-10
-11

Глава 5-я. Пахви - ремень на хвост лошади.

Вот так он выглядит в реальности.

-12

А вот так он выглядит на крымских лошадях переправляющихся через реку.

-13

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Убор на выводную лошадь (султан, узда, решма, науз, гремячая цепь, седло, паперсть, пахви, попона, стремена, наколенники) XVII век.

Парча, драгоценные камни, золото, серебро; скань, чеканка, резьба, эмаль, ткачество

При встрече иностранных послов, во время царских выездов и других торжественных церемоний использовались специальные выводные лошади. Они были скреплены друг с другом длинными серебряными цепями, состоявшими из широких скрученных металлических полос. Животных вели под уздцы конюхи в расшитых золотом одеждах. В убранство лошади, составлявшее так называемый «Большой конский наряд», зафиксированный в дворцовых документах, входили парадное седло, роскошная сбруя и другие предметы. В нем нередко соединялись изделия русской работы и привозные, в данном случае турецкие. Они были обильно украшены золотом, драгоценными камнями или яркими эмалями. Грудь, бока и круп животного укрывались попоной или чалдаром, расшитым жемчугом. Поверх него располагалось украшенное самоцветами седло с серебряными стременами, в котором никто никогда не сидел. На морду лошади возлагалась специальная оправленная драгоценными каменьями оголовь, дополнявшаяся в районе лобной части султаном из жемчуга с перьями и закрепленной цепочками над носовым ремнем решмой, бляшкой исключительной красоты, золотой или серебряной с чеканным орнаментом. К удилам наряду с кожаными поводьями крепились особые серебряные цепи, издававшие при движении мелодичный звон. На шею вешался науз — подшейная кисть из шелка и жемчуга, имевшая некогда функцию оберега. На ногах размещались браслеты-наколенники, на груди — паперсть, широкий ремень с золотым и серебряным набором, прикрепленный к седлу спереди, а сзади него находился узкий ремень-нахвостник — пахви