Загатовка. (если кто не понял то ошибки в этом слове шутка) 😂👍 Постепенно добавлю свои находки по крымским татарам.
Польская книга о татарских доспехах.
https://drive.google.com/file/d/1R6k7PtR45ZQ2DOrbv2_wZw_NHmSfCF2W/view?usp=sharing
Когда я заинтересовался внешним обликом крымских воинов 16-17 века оказалось, что с помощью интернета я смогу найти в Польше, Швеции, Австрии, России и Турции, разрозненные изображения и артефакты. Однако их никто не сопоставлял!
Поэтому моя статья не только первая, но единственная, где вы сможете увидеть детали!
Часть 1-я. География вещей.
Исторически Крым это регион между Турцией, Ираном, Кавказом, Великой Степью, Россией, Польшей, да и в целом всей Восточной Европой и поэтому в вооружении и одежде крымчаков с одной стороны можно найти детали всех перечисленных регионов, но главное это самобытность, которая отличает воинов Крыма от всех этих регионов!
И первое это конечно же национальный орнамент. Его несколько видов и прежде всего он делится на ногайский (степной) и собственно крымский.
Старейшее изображение орнамента, которое мне удалось найти относится к 1840-м годам!
Глава 2. Сапоги.
Сохранился всего один образец кавалерийских сапогов Крымского ханства.
Это подарок хана шведскому королю и хранится он в Стокгольме. Но прежде чем на него посмотреть давайте изучим его собратьев на турецких гравюрах. Везде изображается примерно один тип. Острый носок, мягкая пятка, похожая на мягкий носок голенище, специальный верх с вырезом чтобы сапог было удобно натягивать.
Привожу три примера с двух гравюр:
Про сапог сохранившийся в Швеции, крымские татары сняли специальный сюжет: https://www.crimeantatars.club/history/just-fact/v-shvetsii-hranyatsya-sapogi-krymskogo-hana
В музее Ливрусткаммарен в Стокгольме представлен необычный экспонат – сапоги, подаренные крымским ханом в 1582 году во время визита в Швецию. Они украшены поражающей своей утончённостью вышивкой.
На видео мы видим тоже самое, что и на гравюрах, но мелкие детали принципиальны:
1. Швы, по которым сапог сшивался.
2. Два отверстия в верху для пальцев, чтобы натягивать сапог.
3. Специальные нашитые "ребра" чтобы сапог не скользил в стремени.
4. Хвостик сзади и острый конец сверху чтобы удобно было натягивать сапог.
5. Богатый орнамент.
Глава 3-я. Как завязывать хвост лошади?
На гравюрах сохранилось несколько способов того, как завязывать хвост лошади.
Способ 1-й.
Способ 2-й.
Иногда хвост вообще не завязан!
Глава 3-я. Седло.
Если единственные сапоги сохранились в Швеции, то единственное седло в Вене, но есть еще множество миниатюр. Главных отличий крымского седла два:
1. Седло очень высокое, это удобно и при длительных переходах и при стрельбе из лука. Поэтому все кто рисуют другие седла совершают ошибки.
2. Часть седел, как и седло из Вены, имели национальный орнамент и родовые тамги.
Высокое седло в частности позволяло повернуться назад, да и вообще хорошо удерживала лучника, это видно например на этой гравюрах:
А вот и седло из Вены:
Седло хана Мурата Гирея. Среди турецких трофеев, собранных после осады и освобождения Вены в 1683 году, было и седло, которое изначально приписывалось Кара Мустафе, великому визирю и главнокомандующему турецкой армии, прежде всего из-за его особенно богатого снаряжения. Однако, это, вероятнее всего, ошибка, потому что на седле изображена тугра (каллиграфическое имя) Гирей-хана (хан 1678-1683). Седло — работа придворной мастерской султана Мехмеда IV. Сиденье обшито вишнево-красным бархатом и украшено аппликациями из цветочного декора. В комплекте с седлом имеется пара стремян из позолоченной латуни. Мурат Гирей был ханом крымских татар. В 1466 году крымские татары отделились от Золотой Орды, а в 1478 году при султане Мехмеде II ханы крымских татар стали вассалами Османской империи. Они использовались османами в качестве вспомогательных войск в их сражениях с поляками, трансильванцами и Габсбургами. Во время похода на Вену, 9 сентября 1683 года Гирей-хан также прибыл к Кара-Мустафе с отрядом татар. Но хан не сумел наладить правильные отношения с великим визирем и мешал своему турецкому начальству, как мог. Поэтому Кара Мустафа после поражения при Гране тут же его сместил и назначил ханом татар другого члена семьи Гирей. (Венская оружейная палата)
Глава 4-я. Науз и другие шейные украшения.
На миниатюрах на шее лошадей виднеется два украшения, одно это науз (в виде белого хвоста) и его типы хорошо известны в музеях, второе похоже на двойной ремешок. Характерно, что лошади с этими украшениями изображены в битвах и в торжественных встречах, но при переправах через реку или изображении походов их нет. Это логично!
Глава 5-я. Пахви - ремень на хвост лошади.
Вот так он выглядит в реальности.
А вот так он выглядит на крымских лошадях переправляющихся через реку.
Убор на выводную лошадь (султан, узда, решма, науз, гремячая цепь, седло, паперсть, пахви, попона, стремена, наколенники) XVII век.
Парча, драгоценные камни, золото, серебро; скань, чеканка, резьба, эмаль, ткачество
При встрече иностранных послов, во время царских выездов и других торжественных церемоний использовались специальные выводные лошади. Они были скреплены друг с другом длинными серебряными цепями, состоявшими из широких скрученных металлических полос. Животных вели под уздцы конюхи в расшитых золотом одеждах. В убранство лошади, составлявшее так называемый «Большой конский наряд», зафиксированный в дворцовых документах, входили парадное седло, роскошная сбруя и другие предметы. В нем нередко соединялись изделия русской работы и привозные, в данном случае турецкие. Они были обильно украшены золотом, драгоценными камнями или яркими эмалями. Грудь, бока и круп животного укрывались попоной или чалдаром, расшитым жемчугом. Поверх него располагалось украшенное самоцветами седло с серебряными стременами, в котором никто никогда не сидел. На морду лошади возлагалась специальная оправленная драгоценными каменьями оголовь, дополнявшаяся в районе лобной части султаном из жемчуга с перьями и закрепленной цепочками над носовым ремнем решмой, бляшкой исключительной красоты, золотой или серебряной с чеканным орнаментом. К удилам наряду с кожаными поводьями крепились особые серебряные цепи, издававшие при движении мелодичный звон. На шею вешался науз — подшейная кисть из шелка и жемчуга, имевшая некогда функцию оберега. На ногах размещались браслеты-наколенники, на груди — паперсть, широкий ремень с золотым и серебряным набором, прикрепленный к седлу спереди, а сзади него находился узкий ремень-нахвостник — пахви