Доходный дом мещанина Василия Рожкова на Большой Монетной улице, 23 включён в реестр памятников регионального значения. У этого строения есть и некая «музыкальная» история.
Распоряжение главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры о включении «Доходного дома В.Я. Рожкова» (Большая Монетная улица, 23) в единый госреестр в качестве объекта наследия регионального значения опубликован на днях.
В «Список выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» дом попал ещё в 2001-м.
История земельного участка, на котором построен сохранившийся поныне дом на Большой Монетной, прослеживается по архивным документам с 1893 года. Здесь располагался деревянный двухэтажный жилой дом с различными служебными пристройками. Эта недвижимость принадлежала сначала купцу второй гильдии Николаю Рогушину, а позднее — купеческой жене Марии Гафе.
КстатиНиколай Фёдорович Рогушин содержал мясную лавку на Круглом рынке, что на набережной Мойки близ Марсова поля (то есть в едва ли не самом аристократическом и богатом районе столицы Российской империи). Дело отца продолжили три сына. Самым известным и успешным из них стал Александр Николаевич Рогушин — основатель сети магазинов мясных, зеленных и гастрономических товаров с шикарным «головным» «О Гурмэ» на углу Большой Морской улицы и Невского проспекта (этот магазин деликатесов славился в дореволюционном Петербурге не меньше Елисеевского).
В 1910-м земельный участок на Большой Монетной улице и все постройки на нём перешли в собственность мещанина Василия Яковлевича Рожкова. В апреле этого же года Техническое отделение Санкт-Петербургской городской управы утвердило постройку на этом месте каменного шестиэтажного лицевого дома и дворовых флигелей с устройством под одним из них помещения для прачечной и прокладкой сточных труб.
О заказчике строительства информации немного. В начале 1910-х Василий Рожков и его отец Яков Иванович (староста церкви Воскресения Христова при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения, что у Варшавского вокзала) имели в Петербурге с десяток доходных домов. Правда, они располагались не в самых престижных районах столицы и не отличались какими-то архитектурными изысками. К 1917 году эта семейная «империя» недвижимости существенно сократилась.
О происхождении капитала, позволившего обзавестись на берегах Невы большим количеством объектов сдаваемого внаём жилья, данных нет. При этом Василий Рожков во всех документах значится как мещанин, а не купец, то есть о каком-то его бизнесе нигде ничего не говорится.
Правда, он обозначен как мещанин солигалический. Может быть, богатства были «зарыты» там? Небольшой город Солигалич в Костромской области почти 600 лет был центром солеварения, но к середине XIX века заниматься здесь этим делом стало невыгодно. Далее здесь в основном производят дёготь и занимаются кузнечным промыслом. Железо добывалось из окрестных болот.
В общем, источник капитала Рожковых здесь как-то не просматривается. С большой вероятностью можно предположить, что занимались они ростовщичеством, и таким образом нажили себе состояние. Но это всего лишь версия.
Здание с лицевым фасадом в стилистике поздней эклектики (историзма) возведено в том же 1910 году по проекту архитектора Николая Аркадьевича Виташевского, о котором тоже известно сравнительно немного.
Зодчий родился в 1863 году в семье генерал-майора Аркадия Григорьевича Виташевского — командира Черноморского казачьего дивизиона, входившего в лейб-гвардии Казачий Его Императорского Величества полк (с причислением в Собственный Его Императорского Величества конвой). Как раз в год рождения сына полковник с получением генеральского чина вышел в отставку. С 1869-го семейство проживало в собственном доме на Госпитальной улице в Павловске.
Николай Виташевский — выпускник Императорской Академии художеств (вольнослушатель с 1881-го, ученик с 1882-го, в 1887-ммокончил курс наук, за период обучения удостоен двух серебряных медалей, в 1894-м получил звание классного художника первой степени).
В первое десятилетие ХХ века по его проектам (или с его участием) в Петербурге построено несколько доходных домов, зданий «богоугодных» и учебных заведений. При этом многоквартирный «комплекс» на Большой Монетной, 23 является, пожалуй, самым масштабным и интересным творением Виташевского.
После 1910-го по его проектам уже ничего не строится. Судя по всему, это связано с тем обстоятельством, что примерно в это время он становится штатным архитектором Санкт-Петербургского городского кредитного общества.
Это один из первых и крупнейших в России банков частного ипотечного кредита. Общество основано в 1861-м, за 50 лет своей деятельности выпустило облигаций на сумму свыше 600 миллионов рублей. В 1880-х оказалось в кризисной ситуации из-за понесённых убытков в 7,5 миллиона рублей, к концу XIX века сумело вернуть утраченные позиции. К 1909 году имело запасной капитал в 8,9 миллиона рублей. На 1 января 1910-го имело в обращении облигаций на 303,6 миллиона рублей. Баланс на 1 января 1913-го — 434 миллиона рублей, прибыль за 1912-й — почти два миллиона рублей, заложено компании недвижимых имуществ на этот момент насчитывалось 5391 объект.
По данным 1916 года Николай Виташевский значится членом правления этой крупнейшей финансовой компании, а в 1917-м он якобы стал председателем правления Петроградского городского кредитного общества. Никакой информации о его судьбе после революции не имеется, неизвестна даже дата его смерти.
Отметим несколько обстоятельств.
Во-первых, будучи штатным архитектором компании, занимавшейся ипотечным кредитованием, Виташевскому нужно было не чертить что-то самому, а оценивать проекты желающих получить ссуду на строительство коммерческой недвижимости. Поэтому, наверное, он с собственным архитектурным творчеством в 1910-м и «завязал».
Во-вторых, в отличие от большинства петербургских архитекторов начала ХХ века, занимавшихся проектированием доходных домов и вкладывавших капиталы в такие же собственные, Виташевский подобной недвижимостью не увлекался. Он владел сравнительно небольшим домом на Лиговском проспекте, 11 (два этажа на высоком подвале плюс дворовые флигели), который приобрёл в 1901-м себе и сёстрам, продав родительский особняк в Павловске. То есть, скорее всего, зодчий (с учётом «служебного положения») вкладывал свои средства в ценные бумаги, а не собственно в объекты недвижимости.
«Кирпичное шестиэтажное на подвалах здание, состоящее из лицевого, расположенного с небольшим отступом от красной линии улицы, и четырёх дворовых корпусов, составляющих пять дворов и один световой дворик. Все дворы соединяются между собой арочными проездами…Лицевой фасад имеет центрально-симметричную композицию. Центр акцентирован высокой проездной аркой, пятигранным эркером 3-5 этажей, башенкой с гранёным куполом. По крайним осям — боковые прямоугольные эркеры с балконом четвёртого этажа. Фасад членится по горизонтали междуэтажными тягами, насыщен декором: медальоны, консоли, колонки между окон и лепные вставки, разорванный фронтон по оси эркера в центре.Дворовые фасады гладко оштукатурены, с эркерами прямоугольной и пятигранной формы. Цоколь облицован известняковой скобой, заглублён в асфальт», — так описывается дом в акте по результатам его государственной историко-культурной экспертизы.
При этом специалисты отмечают, что фасады построенного дома отличаются от проекта, причём в сторону удорожания, а случается редко. Например, облицевать гранитной щепой предполагалось лишь первый этаж лицевого здания, а в реальности это сделали на два этажа. «Такая же облицовка была в уровне первого этажа дворовых фасадов первого двора».
Уже в 1911-м владелец дома Василий Рожков под залог этого дома просит ссуду… у Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Оценка имущества составила 576 742 рубля 90 копеек.
В 1913-м Рожков продаёт свой дом на Большой Монетной Вспомогательной кассе музыкальных художников и лиц, состоящих на службе по ведомству Императорского Русского музыкального общества. Это была тоже финансово-кредитная организация, но с «социальной направленностью» — своеобразный пенсионный фонд творческих работников.
«После 1917 года дом был национализирован, квартиры “уплотнены”, то есть заселены по коммунальному типу. Начался упадок строения. Фасады периодически ремонтируются с элементами реставрации. В 1990 годах после разрешения приватизировать квартиры, силами КГИОП составлялись описи предметов декоративно-художественного убранства приватизируемых квартир. К настоящему времени эти описи утрачены», — говорится в акте по результатам государственной историко-культурной экспертизы здания.
В отличие от соседнего дома на Большой Монетной, 21, где в разное время квартировали Александр Блок (здесь он работал над поэмой «Возмездие»), академик Владимир Бехтерев и художник Митрофан Греков (в сталинские времена — «главный баталист Советского Союза»), рожковский доходный дом не может похвастаться великими и знаменитыми жильцами. В том же акте госэкпертизы прямо так и отмечено: «Историко-мемориальная ценность не выявлена».
Правда, дом на Большой Монетной, 23 связан с историей музея Севастопольской обороны. Идея создать таковой относится ещё к 1869 году, но непосредственно сбором материалов и экспонатов для него занялись позже. В 1910-е председателем высочайше утверждённого совещательного комитета по устройству музея был внук императора Николая I адмирал великий князь Александр Михайлович. Его канцелярия, занимавшаяся севастопольским музеем, арендовала помещения в рожковском доме до 1915 года.
«До настоящего времени здание сохранило исторические архитектурно-художественное и объёмно-пространственное решения. Сохранились также помещения с комплексной декоративно-художественной отделкой, в том числе парадные лестницы. Дом используется по своему первоначальному предназначению: в первом этаже находятся торговые организации, остальные этажи жилые», — сообщает КГИОП.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП и www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета