Найти в Дзене

Полет Александра Македонского.

Окруженный романтическим ореолом образ Александра Македонского не случайно приковывал внимание поэтов и художников средневековья. Рыцари, восхищавшиеся храбростью, великодушием и щедростью великого завоевателя , видели в нем образец для подражания. Особенно  популярен в средневековом искусстве был фантастический эпизод полетаАлександра на небо. По легенде Александр на двух птицах вознесся к небу,где встретил птицу с человеческим лицом , которая сказала ему : „О Александр! Зачем, не познав земного, ты стремишься познать небесное? Возвращайся скорее на землю, пока ты не стал пищей птиц…“ 

Византийская чаша
Византийская чаша

На византийской чаше 12-ого века полет Александра представлен в двух версиях: 1) Александр возносится к небесам, сидя верхом на огромной птице, левой рукой держа ее за шею - этот вариант вознесения очень редок.

-3

2)Второй вариант восходит к греческим спискам жизнеописания Александра. Его поднимают в корзине две огромные белые птицы, запряженные в ярмо. Приманкой служит лошадиная печень или маленькие животные, насаженная на конец копий. Однако в искусстве вместо птиц чаше изображали грифонов (фигуры грифонов на чаше утрачены). 

-4

Существование двух вариантов полета можно обьяснить наличием разных литературных редакций истории Александра.

-5

В Византии существовали неизвестные на Западе изображения Александра, которого возносят не грифоны, а две огромные птицы. На вышивке 10-ого века из музея Вюрцбурга Александр, в соответствии с греческими обработками романа, сидит между двух больших птиц типа орлов. По рисунку орлы близки птице на византийской чаше. Они как будто не летят, а неподвижно стоят. 

-6

Популярный на Востоке фольклорный мотив полета героя на гигантской птице отразился в живописи и художественном ремесле мусульманской Персии. Его трактовка здесь иная: царственная орлиноголовая (иногда двуглавая) птица Гаруда несет на груди маленькую фигурку человека. 

Рельеф Дмитровского собора во Владимире.
Рельеф Дмитровского собора во Владимире.

На Руси также этот мотив не был оставлен без внимания . На рельефе южного фасада Дмитриевского собора во Владимире Александр, вместо приманки, держит фигурки эмблематических львов.

-8

«Светское искусство Византии» В.Даркевич, издательство «Искусство»,Москва, 1975 год.