Найти в Дзене

170 лет со дня рождения В. Г. Короленко

27 июля исполнилось 170 лет со дня рождения одного из самых ярких и выдающихся представителей русской литературы конца XIX — начала XX века, журналиста, писателя-гуманиста, публициста — Владимира Галактионовича Короленко. Владимир Галактионович – автор многих известных произведений, среди которых «Слепой музыкант», «Сон Макара», «По дороге жизни», его писательский талант оказал сильнейшее влияние на русскую литературу, а за свою общественную деятельность он неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению, дважды был в ссылке. В. Г. Короленко был знаком со многими выдающимися современниками, среди которых был и Илья Ефимович Репин, мечтавший написать портрет знаменитого писателя и правозащитника.

Илья Ефимович Репин (1844—1930) 
Портрет В. Г. Короленко
1896
Бумага, итальянский карандаш
НИМ РАХ
Илья Ефимович Репин (1844—1930) Портрет В. Г. Короленко 1896 Бумага, итальянский карандаш НИМ РАХ

«В августе И. Е. Репин, с которым я виделся почти ежедневно, попросил меня передать Владимиру Галактионовичу его горячую просьбу-посетить возможно скорее „Пенаты“. Он все еще не оставил мечты написать портрет Короленко. И приготовил для портрета свой особый, крупнозернистый, так называемый „репинский“ холст.
Но Короленко и на этот раз долго отказывался.
— Повторяю, — говорил он, — для меня это великая честь, но я очень занят, работы прибавилось втрое, и вообще сейчас у меня не то настроение.
В конце концов все же нашел в себе силы позировать Репину. Мне и художнику Исааку Израилевичу Бродскому было поручено Репиным „эскортировать“ Короленко в „Пенаты“.

Репин встретил его шумно и радостно и тотчас же, в первые десять минут, усадив его на поставленное боком невысокое креслице, нашел для него очень экспрессивную, непринужденную позу и с обычной своей творческой страстью стал быстро лепить на холсте и его курчавые волосы, и его маленькие, пронзительные, необыкновенно живые глаза. Не в застылой академической позе возникал перед нами писатель на „крупнозернистом“ холсте - нет, он был весь в движении: казалось, он присел на минуту рассказать о чем-то увлекательном, но расскажет, и встанет, и снова пойдет, куда хочет, непоседа, странник, пешеход, неутомимо шагающий с дорожной котомкой из деревни в деревню для дружески внимательного общения с народом. Сейчас он присел ненадолго, и в динамическом наклоне всего корпуса, в выражении рук и лица чувствуется, что он не один, что его окружают люди, которые слушают его с живейшим сочувствием. Добиваясь типичности, Репин отмел, как случайные, следы утомления и грусти, которые были в то время на этом лице. На портрете лицо бодрое, без тени уныния.

Чуть только Репин усадил его в нужную позу, он, Короленко, сразу же стал рассказывать нам о своей жизни в Румынии, о своей поездке в Америку, о Сибири, об Анненском, о художнике Ярошенко, о Горьком, о Чехове; все мы слушали его с восхищением.

Репин так и изобразил Короленко в позе одухотворенного рассказчика. С тех пор прошло уже больше полувека, но и сейчас стоит мне только взглянуть на репинский портрет Короленко, воспроизводящийся нынче во многих изданиях, и портрет начинает звучать, словно Репин вместе с человеком запечатлел на холсте его голос. Я не только вижу Короленко, но и слышу (до иллюзии ясно!) его мягкую, южную, образную, богатую жизненным юмором речь.

Весь этот чрезвычайно выразительный и очень похожий портрет был написан сразу, в один день, широкой, размашистой, уверенной кистью, но, к сожалению, художник стал переделывать его, добиваясь гармонии красок, и после каждой новой переделки портрет становился все хуже: в конце концов мазки кое-где утратили свою лаконичность, стали раздребезженными, вялыми, что очень огорчило Короленко, который с самого начала от души полюбил созданный Репиным образ.

Вместе с Репиным тогда же, в его мастерской, написал Владимира Галактионовича и Бродский.

После первого сеанса писателю пришлось еще раза три в этот месяц посещать "Пенаты" и снова позировать Репину, жаждавшему "доработать" портрет, который, повторяю, был, в сущности, совершенно закончен. И не было случая, чтобы, возвращаясь от Репина, Короленко не восхвалял его удивительной скромности:

— Скромность невероятная и совсем для меня неожиданная!

Владимир Галактионович не знал, что то же самое — и теми же словами — говорит о нем Репин после каждого свидания с ним.

Через много лет престарелый художник, заговорив в одном из писем ко мне о некоторых вещах Короленко, вспомнил то время, когда знаменитый писатель позировал ему для портрета, и снова не преминул восхвалить его скромность.

„Какая гениальная вещь его „Тени“, — восхищался Илья Ефимович в письме. — Удивительно, непостижимо! Как мог он так близко подойти к святая святых язычества!.. И подумать только: это сделал наш простоватый полтавец — чудеса! А его мелкие жанры! Вот откуда вышел Горький. А помните наши сеансы здесь? — он образец скромности и правды“».

К. И. Чуковский. Собрание сочинений в 6 т. М.: Художественная литература, 1965. Т. 2.

Неизвестный фотограф
И. Е. Репин, Н. Б. Нордман, В. Г. Короленко, К. И. Чуковский и другие в мастерской художника в усадьбе «Пенаты»
1900-е
Фотография
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф И. Е. Репин, Н. Б. Нордман, В. Г. Короленко, К. И. Чуковский и другие в мастерской художника в усадьбе «Пенаты» 1900-е Фотография НИМ РАХ