Найти тему

РАЗВЕРНУТО ПРО МОТОШЛЕМЫ: СЕРТИФИКАЦИЯ + РЕЙТИНГ !

В этой статье мы погрузимся в информацию о защиты головы и узнаем о методах и стандартах тестирования, которые используются для оценки современных мотоциклетных шлемов. Если это звучит так же захватывающе, как наблюдение за высыханием цепи, не бойтесь. На самом деле очень крутая статья!

Немного истории

Прежде чем мы узнаем о сегодняшних испытаниях безопасности шлемов, было бы полезно немного узнать об истоках создания шлема. Мы принимаем как должное виртуальный рог изобилия стилей шлемов, материалов, цветов, форм и размеров, которые доступны современному мотоциклисту, но на заре мотоциклетного спорта, столетие назад, варианты были немного более ограниченными. Первые шлемы были сделаны из кожи и чем-то напоминали перевернутые подгузники из воловьей кожи. Звучит небезопасно, верно? Эти шлемы были настолько "эффективны", что многие гонщики выдержали несколько гонок!

Настоящие изменения в технологии шлемов, наконец, произошли в 1935 году, когда в ДТП пострадал писатель, армейский офицер и исторический задира Т.Е. Лоуренс (известный своим поклонницам как «Лоуренс Аравийский»). Лоуренса лечил нейрохирург по имени сэр Хью Кэрнс, который был вынужден изучить последствия травмы головы во время аварии на мотоцикле. В результате его испытаний родились первые «защитные шлемы».

Защитный шлем Cairns был отличным началом, но на самом деле он защищал гонщика только от проникающих травм. Только после того, как калифорнийец по имени Герман Рот запатентовал защитный шлем с внутренней энергопоглощающей подкладкой, родился современный шлем. В этой футуристической крышке было все: внутренний слой из «практически неэластичного материала», плавающая внутренняя система подвески, жесткая внешняя оболочка с козырьком и даже ремешок для подбородка, чтобы ее удерживать! Это стало стандартом дизайна мотоциклетных шлемов в 1950-х годах.

Когда автогонщик Пит Снелл погиб в автокатастрофе в 1956 году, на нем был шлем, похожий на дизайн Рота. Вместо того, чтобы сделать татуировку с его именем, друзья и семья Пита решили увековечить его память, создав в 1957 году Мемориальный фонд SNELL. Эта группа ученых, инженеров и в целом умных голов установила методы проверки шлемов на эффективность. Тестирование безопасности шлемов родилось!

Что за непонятные наклейки на шлеме ?

Если вы когда-нибудь пялились на заднюю часть своего шлема, вероятно, заметили кучу разных наклеек. Эти наклейки представляют разные сертификаты, и вы можете увидеть один или несколько из них:

DOT:
Стандарты, установленные Министерством транспорта США. Действующий в настоящее время рейтинг DOT — это федеральный стандарт FMVSS 218, и любой шлем с наклейкой DOT должен соответствовать этим стандартам (подробнее об этом позже).
ECE: Стандарты, установленные Европейской экономической комиссией. Этот многонациональный стандарт используется более чем в 50 странах Европы, и любой шлем с этой наклейкой должен соответствовать действующему стандарту ECE 22.05.
SNELL: Стандарты, установленные Мемориальным фондом Снелла. Это добровольная процедура тестирования, которая требуется только определенным гоночным организациям. Текущий стандарт — SNELL M2020 для уличного использования.
FIM: Относительно новый стандарт, рейтинг FIM используется для шлемов, которые соответствуют критериям безопасности, установленным международной гоночной организацией для использования на треке.

Если на вашем шлеме нет хотя бы одной из вышеперечисленных наклеек, вы должны понимать, что едете не в настоящем шлеме, а скажем в салатнице. Шлемы-подделки, не имеющие наклеек DOT или ECE, называются "кастрюлями". Они небезопасны, не обеспечивают никакой защиты и запрещены в ряде Европейских стран и США, в России их активно используют в сельской местности, т.к райдеры обладают сверхспособностью к регенерации после ДТП.

Шлемы могут соответствовать одному, двум или даже всем трем стандартам, поэтому у вас может быть шлем, одобренный только DOT, DOT и SNELL или DOT и ECE.

Недавно на рынок мотоциклетных шлемов вышла четвертая испытательная организация. Схема безопасности шлемов SHARP не предусматривает сертификатов, а вместо этого присваивает «звездный рейтинг» .

Детально про сертификацию:

Каждый из стандартов безопасности шлемов использует уникальную схему испытаний, процедур и требований, прежде чем шлем сможет пройти этот конкретный сертификат. Рассмотрим подробнее каждую из схем безопасности шлема:

DOT FMVSS 218
Стандарт безопасности шлемов DOT часто считается самым «базовым» из стандартов для шлемов, но процедура тестирования на самом деле очень тщательная. У DOT есть строгие требования в отношении системы крепления шлема, поля зрения, сопротивления проникновению и даже маркировки. Кроме того, он имеет одну из самых строгих схем испытаний на удар. Процедура тестирования для каждого из требований хорошо документирована и оставляет мало места для ошибок.

К сожалению, FMVSS 218 является одним из немногих стандартов, который на самом деле не тестируется органом, выпустившим его. Вместо этого нанимаются независимые подрядчики для выборочного тестирования шлемов. Подобно случайному тестированию на наркотики в профессиональном спорте, идея состоит в том, что возможность быть пойманным будет достаточной мотивацией, чтобы все оставались честными. Спросите Марка Макгвайра, насколько хорошо это работает.

ECE 22.05

Стандарт ECE 22.05 немного моложе нынешнего стандарта DOT и во многих отношениях предлагает более комплексный набор тестов, чем его американский двоюродный брат. Стандарты ECE проверяют функции безопасности, которые могут способствовать полному предотвращению несчастного случая, такие как оптическое качество одобренных лицевых щитков и факторы безопасности, не связанные напрямую с ударом, такие как жесткость корпуса. В отличие от DOT, каждая модель шлема, сертифицированная по стандарту ECE 22.05, должна быть проверена на соответствие стандарту в независимой лаборатории, прежде чем она поступит в продажу с наклейкой ECE.

Средняя скорость столкновения мотоциклов в Европе значительно ниже, чем в Соединенных Штатах, и это играет ключевую роль в разработке ударных испытаний ECE. В тестах ECE используется гладкая наковальня, известная как бордюрный камень, которая обеспечивает гораздо меньшую энергию удара, чем полукруглая наковальня (используемая в тестах SNELL и DOT). Испытания на удар ECE состоят только из одного удара, что в целом дает схему испытаний с относительно низким энергопотреблением. В то время как тесты DOT и SNELL позволяют технику ударять по шлему в любом месте в пределах диапазона, тесты ECE требуют ударов в фиксированных точках. Это оставляет возможность производителям шлемов «обмануть систему» и усилить защиту в этих точках, чтобы обойти небезопасный шлем.

SNELL M2020

В течение многих лет любимец индустрии шлемов, Мемориальный фонд SNELL по-прежнему считается золотым стандартом безопасности шлемов. Сертификация SNELL M2020 использует наиболее агрессивный профиль наковальни, известный как краевая наковальня, и требует смехотворно низкой максимальной передачи энергии 275 г после двух ударов. Испытания SNELL разработаны с учетом уровня энергии и требований безопасности гоночной трассы, и это отражено в дополнительных испытаниях таких характеристик, как устойчивость и легкость снятия в аварийной ситуации. Одним из ключевых различий между SNELL и любым другим стандартом для шлемов является высокий уровень контроля, который техник по шлемам имеет над процессом тестирования. Технические специалисты SNELL ищут самое слабое место в шлеме — скажем, металлическую защелку визора или механический шарнир — и нацеливаются на это место при тестировании. Техники будут наносить удары по нескольким местам, проверяя, пока не будут удовлетворены точным показателем способности шлема управлять энергией. SNELL также проведет «вскрытие шлема», исследуя вкладыш EPS и внутренние компоненты на наличие признаков слабости.

Стандарт M2010 SNELL подвергся некоторой критике за продвижение вкладышей EPS, которые были «слишком жесткими». Был выдвинут аргумент, что для соответствия стандарту SNELL для ударов с более высокой энергией вкладыши были настолько жесткими, что фактически позволяли передавать больше силы при ударах с меньшей энергией. Теоретически это имело смысл. Однако на практике аргумент не выдержал никакой критики. В тестировании SNELL используются три формы наковальни: плоская, полукруглая и ребристая. Хотя верно то, что краевая наковальня является самой экстремальной (и самой высокоэнергетической) формой, плоская наковальня ничем не отличается от той, что используется в ECE и DOT. Если бы шлем был действительно «слишком твердым», чтобы быть безопасным при низкоскоростных ударах, он позволил бы передать более 275 г энергии во время удара плоской наковальней и не прошел испытание.

SHARP

SHARP Helmet Safety Scheme, относительный новичок в сфере безопасности, является первой организацией, вышедшей за рамки сертификации «прошел / не прошел» для мотоциклетных шлемов. Вместо этого SHARP тестирует каждый шлем, используя несколько точек удара и уровней энергии, а затем присваивает «звездный рейтинг». Этот рейтинг указывает на способность шлема управлять энергией. В то время как рейтинги DOT, ECE и SNELL разработаны как самостоятельные сертификаты безопасности, SHARP предназначен для улучшения рейтинга ударопрочности стандарта ECE 22.05. По этой причине SHARP будет тестировать только те шлемы, которые уже прошли сертификацию ECE. Цель схемы безопасности SHARP состоит не в том, чтобы определить, является ли шлем полностью «безопасным», а в том, чтобы предоставить европейским потребителям дополнительную информацию при выборе шлемов, сертифицированных ECE. SHARP использует метод тестирования, очень похожий на схему ECE 22.05, добавляя к миксу удары с более высокой и более низкой скоростью. Затем SHARP использует европейские данные об авариях для расчета «рейтинга безопасности» с цветовой кодировкой для каждой области шлема.

SHARP оказал поляризующее влияние на большую часть сообщества покупателей шлемов. Сторонники схемы безопасности аплодируют более тщательным методам тестирования SHARP, восхищаются цветовой кодировкой «зон» каждой тестируемой крышки и рассматривают систему «звездного рейтинга» как полезный инструмент для сравнения шлемов. Недоброжелатели SHARP будут утверждать, что «звездные рейтинги» чрезмерно упрощают такие сложные вещи, как безопасность шлема, и что рейтинги с цветовой кодировкой, основанные на одном месте удара в пределах зоны, не учитывают множество переменных в аварии на мотоцикле и, следовательно, являются вводящий в заблуждение. Какой бы ни была ваша позиция в отношении схемы безопасности SHARP, важно помнить, что тестирование SHARP разработано специально для европейского рынка.

Надеемся, что статья была информативна и полезна для вас !

• Brand store: Москва, ш. энтузиастов 74/2
• Ровной дороги. Команда Hyperlook