Найти тему
ВТБ Страна

Капитализм, агитация и поэтичность: 5 неожиданных фактов о частушках

Оглавление

Музыкальная традиция — это не только симфонии, балеты и оперы. Фольклор появился раньше академической музыки и продолжает развиваться параллельно с ней. Команда проекта «ВТБ — России» делится фактами о частушках, которые вдохновляли русских поэтов и беспокоили советскую власть.

Михаил Кухтарев. Работницы животноводческой фермы Лидия Травкина и Людмила Петухова исполняют частушки в сельском клубе. 1960 год © РИА Новости
Михаил Кухтарев. Работницы животноводческой фермы Лидия Травкина и Людмила Петухова исполняют частушки в сельском клубе. 1960 год © РИА Новости

Частушка появилась благодаря капитализму

Филипп Малявин. «Народная песня», 1925 год © Public domain
Филипп Малявин. «Народная песня», 1925 год © Public domain

Впервые понятие «частушка» использовал писатель Глеб Успенский в тексте «Новые народные песни» 1889 года. Он искал слово, которое опишет новый, только сформировавшийся жанр музыкального фольклора. Хотя исследователи спорили, была ли частушка продуктом современности, то есть конца 19 века, или появилась столетия назад. Первую версию поддерживают сильнее.

В конце 19 века индустриализация пришла в российскую деревню. Капитализм изменил представление о быте и труде. «На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся „начальства“ крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой-чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы», — писал Ленин. Традиционная песня потеряла актуальность, так как отражала старый уклад жизни, который теперь мало интересовал крестьян. Частушка заменила ее и зарождалась вместе с новым, индустриализированным обществом.

Частушку считали угрозой для народной песни

Федот Сычков. «Свободное время», 1910 год, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Саранск © Public domain
Федот Сычков. «Свободное время», 1910 год, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Саранск © Public domain

Представители дворянства и буржуазии ругали частушку, считали ее низменной и грубой. Она якобы извращала классическую песню, которая возвышала «калинушку» и «березоньку».

Примерно в то же время, когда появились частушки, в Россию пришел новый инструмент — немецкая гармонь. Короткие песенки часто исполняли именно под гармонь, что для некоторых было доказательством ее чужеродности и похабности. Например, Федор Шаляпин жаловался: «…Что случилось с ним [народом], что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу».

Частушки сочиняют не только для веселья

Владимир Маковский. «На бульваре», 1886–1887 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Владимир Маковский. «На бульваре», 1886–1887 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Чаще всего частушка ассоциируется с забавной песенкой, которая напоминает анекдот и исполняется с задором перед публикой. Но ее функция шире: исследователи писали, что она ближе к поговорке или пословице, потому что хранит мудрость и наставляет слушателей.

Народ сочинял тексты на ходу, исполнители импровизировали прямо перед публикой, поэтому темы песен были злободневными, отражающими события вокруг. Крестьяне сравнивали частушку с газетой. Из нее можно узнать, кто свадьбу сыграл, кто любимому изменил, а кто в армию ушел. Когда молодого парня задержали за драку, его сестра сочинила такие строки:

У окошек я стояла,
у зеленых косяков,
отпустите брата Славу
из-за этих пустяков.

С помощью таких коротких песен народ осмысляет политические и исторические события, поэтому их функция не замыкается на развлечении. Частушка — это всегда глубокая рефлексия и отклик на современность. Например, можно найти множество песенок о перестройке, распаде Советского Союза, новом государственном устройстве.

Я спросила: «Без кавычек,
В чем соль перестройки?
Нет ни соли, нет ни спичек —
Сплошь пустые полки».

В частушке народная традиция совмещается с литературной

Юрий Анненков. Иллюстрация к поэме «Двенадцать», 1980 год © РИА Новости
Юрий Анненков. Иллюстрация к поэме «Двенадцать», 1980 год © РИА Новости

В конце 19 века простой народ в России был неграмотным, поэтому литературную традицию жители деревни усваивали устно, в виде песни. Классическая литературная форма и фольклор влияли друг на друга, и постепенно в народное творчество проникли черты, характерные для поэзии. Например, исполнители частушек выбирают ямб и хорей, а не рифму с ударением на третий слог с конца, что было более распространено в народном творчестве.

В свою очередь, поэты Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Александр Блок тоже вдохновлялись частушками и подражали им. Осип Мандельштам так писал о произведении Блока: «Поэма „Двенадцать“ — монументальная драматическая частушка». В отрывке из третьей главы явно ощущается народное влияние:

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!

Частушки использовали как пропаганду

Фред Гринберг. Праздник проводов русской зимы Масленица в селе Хреновое Воронежской области. Участники праздничных гуляний исполняют веселые частушки, 1965 год © РИА Новости
Фред Гринберг. Праздник проводов русской зимы Масленица в селе Хреновое Воронежской области. Участники праздничных гуляний исполняют веселые частушки, 1965 год © РИА Новости

Частушка короткая и бойкая — она легко запоминается и быстро распространяется. Советская власть не могла упустить ее агитационный потенциал. Юмор сглаживал критические настроения народа, а идеологически правильные тексты подтверждали важность изменений в обществе.

Раньше жили в одиночку,
Ели хлеба по кусочку,
А теперь вошли в колхоз —
Стало хлеба сколько хошь.

Фольклор не забыт — исследователи и исполнители нового проекта musicAeterna Folk собирают и расшифровывают редкие народные произведения, сохраняют песенную традицию. С 2016 года Банк ВТБ поддерживает коллектив musicAeterna, состоящий из оркестра и хора под руководством дирижера Теодора Курентзиса.