Найти тему

От скрытых автономных зон до «мирного» террора: каким видел свободное общество писатель-анархист Хаким-Бей

Оглавление

При всей множественности точек зрения на развитие современного общества любопытно обратиться к левому спектру политической мысли. В России он ассоциируется, в первую очередь, с марксистко-ленинским учением и опальным троцкизмом.

Анархические движения, задававшие тон в Европе XIX века и ярко воплотившиеся в России в фигурах Михаила Бакунина, Петра Кропоткина и позднего Льва Толстого, не могли конкурировать с глобальными проектами тотального государства и были своевременно купированы властьпридержащими.

Тем не менее, при всей видимой маргинальности данного направления, отдельные представители анархизма заметно повлияли на молодежную культуру и искусство и обогатили наследие политической мысли. Одним из самых известных творцов современного анархического движения в мире является противоречивый писатель и поэт Питер Лэмборн Уилсон, писавший свои политических статьи под экзотичным псевдонимом Хаким-Бей.

Краткая биография Хаким-Бея

О жизни Питера Уилсона практически ничего не известно. Видимо, род его деятельности подразумевал тягу к таинственности и анонимности.

Питер Уилсон родился в 1945 году. После окончания Колумбийского университета он совершает паломничество на Ближний Восток и изучает эзотерические направления восточных религий в Индии и Иране. Он освоил тантру у Шри Каманарансана Бисваса («крошечного средних лет чиновника бенгальского правительства в поношенном пиджаке» и бывшего члена Бенгальской террористической партии), был посвящен в культ инфернальной богини смерти и вечного времени Кали, заболев во время кровавых празднеств гепатитом. Позже он рьяно занимался суфизмом, исследовал орден Ниматуллахи, один из немногих тарикатов, который терпимо относится к неисламским конфессиям. На основе своих научных исследований Уилсон написал книгу «Короли Любви».

  • Он учился и работал в Иранской Императорской Академии Философии в Тегеране, а в 1974 году был назначен директором англоязычных изданий указанного учебного заведения. Одновременно он становится редактором традиционалистского издательства «Sophia Perennis» («Вечная философия»), печатающего, например, метафизика Рене Генона или мистика-аристократа Юлиуса Эволу.
  • Возможно, что разделяемые в то время политические убеждения позиция не позволили Уилсону остаться в Иране после разразившейся в 1979 году Исламской революции и он по стопам шаха Мохаммеда Реза Пехлеви покинул страну.
  • Тем неожиданней стала резкая духовная трансформация Питера Уилсона в 80-е годы, когда он, расставшись с традиционализмом, радикализировал свои взгляды, став поборником анархизма («онтологического» анархизма или «принципа немедленного действия» - по версии самого Уилсона).
Писатель Питер Уилсон (Хаким-Бей)
Писатель Питер Уилсон (Хаким-Бей)

Побуждаемый внутренним протестом против действующей системы капиталистического принуждения человека, воплощаемого в христианской цивилизации, он придумывает себе псевдоним Хаким Бей (что при сочетании арабского и тюркского языков означает «мудрый человек» и «вождь»). Как позже писал Хаким Бей, ислам привлек его идеей солидарности и сообщничества, взаимодополняющей резонанс «революционных различий». Внутри ислама умещаются разнообразные формы «сакральной политики», такие как суфизм Накшбанди, экстремистский шиизм Али Шариати, исмаилизм, «зеленый путь» полковника Каддафи и так далее, что сильно расходится с распространенным на Западе мнением о фундаментализме внутри ислама.

  • Под влиянием ислама и анархического максимализма Питер Уилсон провозгласит «Великий джихад» против разделения и удушения истинного «я» из-за власти всемогущего Капитала.
  • Первый рассказ в стиле «Sword and Sorcery» (одно из направлений фэнтези) сотворил только в 1983 году. Обложка, выбранная автором для своей книги, наделала много шума в литературных кругах США, а позже Хаким-Бей недвусмысленно выступал в защиту ранних браков между старшими и несовершеннолетними представителями американцев.
 Рисунок книги "Хроника Камар: Кроустоун"
Рисунок книги "Хроника Камар: Кроустоун"

Он писал для издательств Interzone, Back Brain Recluse.

  • Уже в качестве Хаким-Бея он познакомился с одним из главных интеллектуалов контркультуры XX века - писателем Уильямом Берроузом, который стал духовным наставником молодого писателя. Вместе с Хаким-Беем Берроуз вернул к жизни образ лидера ассасинов, имама низаритских измаилитов Хассана Ас-Саббаха Хассан-ибн-Саббаха и стал его использовать в своих скандальных романах.
Писатель  Уильям Берроуз
Писатель Уильям Берроуз
  • Хаким-Бей сотрудничал с анархическим издательством «Автономедиа», расположенном в Бруклине. В работах, написанных в данный период, новообращенный анархист развил свои идеи о Временных Автономных Зонах, об организации тайных обществ, находящихся вне контроля государства, подобно развитой структуре китайских тонгов.

До конца жизни Хаким-Бей оставался верен своей версии анархизма, выступая в роли яростного обличителя современного капитализма.

  • Его оптимизм по поводу возможности скрытых автономных групп повлиять на государственную политику, в конце концов, несколько поубавился, а обличительные речи потеряли былую силу, превратившись в бессвязные монологи обиженного интеллектуала. Однако провокационные тексты Хаким-Бея повлияли на альтернативные левые течения мысли и кибер-культуру.

Экономика и «священный терроризм» от Хаким-Бея

Хаким-Бей повторял вслед за мыслителем Беньямином, что цель капитала:

«не удовлетворить потребности (то есть доставить удовольствие), но, напротив, довести тоску до предела, используя механизм «бегства за утопическим».

Капитал порабощает желание, и задача анархизма – освободить воображение человека от «имперского владычества образа… и назойливого присутствия везде и во всем».

  • Если на обыденном уровне деньги в качестве простого платежного средства несут полезную функцию, то, соединяясь с Капиталом, они становятся средством экспроприации и разделения членов сообщества.
  • Система «Власть/деньги» оказалась не во власти элиты, а, напротив, элита попала в сильнейшую зависимость от денег.
  • Избавиться от связки Власть/деньги может быть только одним способом: разбить указанную диаду на куски.

По мысли Хаким-Бея, в начале исторического периода человечества сельскохозяйственные сообщества были антиавторитарны и предпочитали дарение и взаимный обмен услугами. Капитализм не является «неизбежным», а возникает после изобретения «искусственного дефицита», или первой экспроприации в эпоху позднего феодализма.

Капитализм и современный рынок не служит закону природы с целью обмена. Хаким-Бей отказывает капитализму в исторической неизбежности, единой картине мира и единого представления и противопоставляет ему революцию.

Портрет Хаким-Бея в 2012 году. Карандашный рисунок Фонга Буи
Портрет Хаким-Бея в 2012 году. Карандашный рисунок Фонга Буи

Одним из средств противодействия «массовой одинаковости и разделенности» людей, печальным итогом власти денег в современном мире, служит «нападение» на экран средств массовой информации. Хаким-Бей, в отличие от прочих представителей левых, говорит о «рационализации» религии, иначе говоря, о новом религиозном опыте:

«Там, где остановились Боги – там и есть истинное».

Насилие освящается духом религии и теряет свою безнравственность в рамках мирного «терроризма», воплощенного не в вооруженной борьбе, а в антикапиталистической пропаганде, а именно: в забастовках на рабочем месте, искусно намалеванных граффити на стенах общественных сортиров, почтовом хулиганстве, пиратских радиопередачах или многолюдных представлениях уличного театра «жестокости» в духе Антонена Арто.

Временные и постоянные автономные зоны

За Хаким-Беем признается новаторство в разработке идеи о временных автономных зонах (ВАЗ). Возможный соавтор ВАЗ, писатель Уильям Берроуз, мог отразить в данном понятии свое пребывание в автономной зоне Танжер. Помимо Берроуза, на понятие ВАЗ оказали влияния китайские тонги, представляющие собой тайные общества взаимной выгоды для людей с незаконными интересами и прочих маргиналов с целью поддержки бедняков, безработных, вдов и сирот.

Хаким-Бей преобразовал идею, добавив в нее экономические и политические мотивы.

  • Покинув современные сети отчуждения, человечество восстанавливает общие или более интимные контакты, встречаясь на конференциях по интересам, участвуя в эксцентричных праздниках, организуясь в многочисленные автономные группы. Это позволит раскрыть творческий потенциал личности и создать зону комфорта для производства новых идей.
  • Средство выживания указанных групп Хаки-Бей видел в сокрытии от государственных СМИ мест пребывания участников групп, желательная конспирация и маскировка, применение «камерных» средств информации, включающих в себя бесплатные каналы кабельного телевидения, самиздат или проверенные телефонные списки.
  • Временные автономные зоны, найдя прорехи в государственных институтах («Вавилонском Монолите», по словам Хаким-Бея), могут преобразоваться в постоянные автономные зоны (ПАЗ). Для устранения в группах нахлебников и шпионской агентуры Хаким-Бей предложил выбирать жителей самим членам ПАЗ.
Временная автономная зона на Капитолийском холме
Временная автономная зона на Капитолийском холме
  • Для построения альтернативной экономики внутри автономных зон Хаким-Бей предлагал взять за образец «черные рынки», транзакции без налоговых поборов и бартер. Альтернативная экономика позволит участнику полностью исключить взаимоотношения с внешним миром Товаров, ведя благополучную жизнь без привлечения внимания фискальных служб государства («цепных псов капитализма»).
  • Для реализации ВАЗ и ПАЗ необходима воображаемая глобальная сеть, разделенная на множество локальных сегментов. Как неуловимость или анонимность сетевого участника-поисковика позволяет ему скрываться от глобальной слежки, так и группам автономных зон сетевая модель устройства поможет мгновенно исчезать в одном месте, чтобы внезапно появится в другом. Посреди опасности и рисков, связанных с вооруженной борьбой с государством, праздничные моменты способны разнообразить жизнь общины и выдернуть участников Сатурналий из повседневного ритма.

ВАЗ и ПАЗ способны заменить средневековые ярмарки и карнавалы, добавив новые праздники в повседневную жизнь члена группы.

Современные рейв-вечеринки
Современные рейв-вечеринки

Учение об автономных зонах оказало большое влияние на танцевальное движение рейв, обладающее всеми описанными Хаким-Беем признаками подвижной информационной среды, возникающей на пустырях и закрытых помещениях бывших заводских цехов.

Пиратские утопии

Свои размышления и надежды на лучшее политическое устройство Хаким-Бей выразил в книге «Пиратские утопии». В ней он утверждал, что предшественницей современных государств с республиканской традицией, таких как Англия, Франция и США, была пиратская Республика Сале (или, по названию реки – Республика Бу-Регрег, основанная в районе современного Марокко). Время расцвета республики пришлось на 1614-1660 годы.

  • Во главе условного государства находился совет «тайффе», или совет капитанов (реисов) под управлением Великого Адмирала, а также диван, в который входили представители турецкого султана. Великий Адмирал избирался на один год, а в совете участвовало от 14 до 16 капитанов. Диван не вмешивался в решения, принимавшиеся тайффе, а только предоставлял ему политическое покровительство. В свою очередь – совет реисов был экономической базой республики, так как финансировал морские операции и направлял в метрополию определенный процент с награбленной добычи.
  • Основу населения Сале составляли религиозные ренегаты, то есть перешедшие в ислам европейские моряки или захваченные в плен члены торговых флотилий. Передав мавританцам самые современные на тот момент морские технологии, они способствовали невиданному расцвету корсарских республик.
  • Хаким-Бей утверждал, что помимо продуманной системы назначений на бюрократические посты, в республике Сале было предусмотрена изменчивость политической власти, что позволяло избежать окостенения власти и ее перерождения в авторитаризм. Адмирал-наместник и члены совета (дивана) не могли через год избраться вновь, если неудовлетворительно представляли интересы жителей.
  • Распределение добычи после пиратских рейдов было прозрачным и справедливым: 10% отходило совету Сале, 40% – хозяину корабля (он часто был Великим Адмиралом - реисом), другая половина доставалась команде пропорционально занимаемой должности: три доли – начальникам, штурману, главному канониру и хирургу, две доли – ответственному за маневры, конопатчику, канонирам и матросам. Оплату провианта для команды брал на себя диван Сале. При отсутствии добычи не было и платы.
Добыча берберийских пиратов
Добыча берберийских пиратов

Такие объединения корсаров, напоминающие автономные коммуны средневековых городов, помогали сохранить островок свободы среди набиравших ход светских европейских монархий.

  • После угасания Республики Сале в результате возвышения в 1668 году династии Алауитов во главе с султаном Мулай Рашидом эстафета «бунтарства» перешла к другим независимым пиратским утопиям: Эспаньоле на острове Гаити, Либертатии на Мадагаскаре и Ниссау на Багамах.
Пиратская республика Эспаньола
Пиратская республика Эспаньола
  • Среди поселенцев были сбежавшие с кораблей моряки, дезертиры, беглые рабы, контрабандисты, охотники на диких свиней - буконьеры и другие деклассированные элементы, организованные в сообщество равных на основе уважения к свободе другого и взаимопомощи при возникновении угрозы безопасности членам общины.
Буконьер на островах Карибского бассейна
Буконьер на островах Карибского бассейна

Таким образом, Хаким-Бей ввел в широкое употребление понятие «пиратского сообщества», проигнорированное многими историческими теориями, включая марксизм. А самих пиратов Хаким-Бей приравнял к ранним коммунистам. Тем не менее, идеализация пиратского сообщества не должна заслонять собой огромных бедствий, связанных с работорговлей и грабежами торговых судов или прибрежных поселений.

Отступление левых сил

Интерес к переустройству мира заметно спал после майских событий 1968 года во Франции.

Вместо политического действия создатели ситуационизма, одного из направлений анархической мысли, призывали к гедонизму и культу телесных удовольствий. Рауль Ванейгем утверждал, что

«варварство бунтов, поджоги, дикость толпы… - вот лучшая вакцина против холодной жестокости сил правопорядка и иерархизированного угнетения».

Ги Дебор писал об современном обществе спектакля, выстроенного действующей капиталистической системой для порабощения сознания угнетенных. Отказывая в реформе системы, он призывал к ее разрушению. В случае Ги Дебора революционная борьба великих предшественников современных анархистов подменялась локальными бессмысленными бунтами непостоянной и капризной массой левацкой молодежи.

  • Многие участники революционного процесса незаметно инкорпорировались в структуры власти, а другие были объявлены духовными маргиналами и исключены из информационной повестки текущего времени. Отдельные группы протеста отказались внедряться во властные институты, создав ультрарадикальные группы на основе тактики городской герильи от Карлоса Маригеллы и партизанской войны по рецепту Че Гевары, Мао Цзедуна и Фиделя Кастро.
  • В Италии «Красные бригады», в Германии – Фракция Красной Армии (РАФ) Ульрики Майнхоф продолжили отчаянную, но лишенную перспектив борьбу с «демоном государства». В результате политического террора левые экстремистские организации лишились сторонников среди сочувствующих им вначале слоев населения, потеряли своих наиболее мотивированных бойцов, а сами группы самоизолировались от действительности путем конструирования надуманных догм и утопий.
Полицейское досье на Фракцию Красной Армии (RAF)
Полицейское досье на Фракцию Красной Армии (RAF)

Как отметил исследователь современных левых движений Сергей Соловьев, отказ от организованной борьбы за власть левых сил позволил правым популистским объединениям занять место последних.

  • Кризис левых умонастроений отразил в своем творчестве Хаким-Бей. Ближе к концу жизни он понял бессмысленность борьбы против «государственного Левиафана» и позволил себе увлечься обычным политическим «хулиганством» в виде творческой игры, называемой иммедиатизмом.
  • В данной игре все зрители – актеры, непосредственно вступающие в контакт друг с другом. Расходы на продукты делятся поровну между всеми участниками, то есть выигрывают все пришедшие на представление. На празднике происходит равный обмен дарами или подарками. При этом подарки должны присутствовать на церемонии, а не находиться в другом месте или быть обещанными адресату через некоторое время с отсрочкой. За образец вечеринки Хаким-Бей предлагал взять древнекитайские праздники запаха, ритуальные попойки, оргастические танцы, живые картины и музыку.
Обмен дарами в Северной Америке
Обмен дарами в Северной Америке

Как справедливо заметил писатель Саймон Селларс, биография Хаким-Бея больше похожа на жизнеописание Берроуза, чем на идеолога анархизма Михаила Бакунина. Критика политических идей Хаким-Бея настолько же абсурдна, как и обвинения в адрес сумасшедшего персонажа Берроуза, доктора Бенвея, за злоупотребление им этическими нормами в медицине.

Наследие Хаким-Бея бережно хранится под спудом, ожидая следующего политического взрыва левых сил после вынужденного простоя из-за недостатка идей.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!