Доменное имя представляет собой крайне интересный предмет для научно-правовых исследований. В контексте формирования судебной практики, область доменных споров привлекает серьезное внимание, что подтверждают справки Суда по интеллектуальным правам, в частности справка по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров, утвержденная постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2014 г.
Один из первых, предлагающий ряд решений по значимым для доменной сферы правовым вопросам, является № СП-21/4; справка о некоторых вопросах, связанных с процессуальным порядком применения обеспечительных мер по доменному спору, утвержденная постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 15 октября 2013 г. № СП-23/3. Кроме того, внесло большую определенность в ряд вопросов, связанных с областью доменов - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее – Постановление № 10/2019).
Вопрос о необходимости специального правового регулирования отношений, связанных с доменными именами, периодически обсуждается, что вызывает серьезные дискуссии и редко приводит к единому заключению. В связи с этим авторы данной статьи предприняли попытку определить, какие законодательные новации могли бы быть наиболее полезными, включая формирование правильной и единообразной практики применения закона.
Судебная практика
Изучение актуальных публикаций и судебной практики показывает, что многие юристы испытывают затруднения при решении юрисдикционных вопросов, связанных с доменными именами.
Домены первого уровня включают три группы:
- национальные домены,
- домены общего назначения,
- домены инфраструктуры.
Для полного понимания статуса и полномочий администраторов TLD необходимо учитывать эти группы. Национальные домены созданы для отдельных стран или территорий, таких как Россия (.ru), Германия (.de), Франция (.fr) и т.д. Домены общего назначения изначально были созданы для использования различными сообществами или определенными классами организаций.
Администрирование доменов общего назначения (gTLD) и новых доменов (new gTLD) осуществляется организациями, определенными в соответствии с процедурами ICANN. Передача прав на new gTLD происходит через частные аукционы, после чего ICANN заключает соответствующее соглашение с победителем. Некоторые примеры таких доменов включают:
- .com (для коммерческих сайтов),
- .org (для некоммерческих организаций),
- .biz (для бизнеса),
- .edu (для образовательных сайтов),
- .name (для частных лиц) и другие.
Кроме того, сегодня создаются новые домены общего назначения, такие как .club, .photography, .dance, .today, .moscow и другие. Компания Amazon, недавно получившая статус администратора нового домена .amazon и двух новых gTLD, представляющих варианты этого домена на китайском и японском языках, достигла этого после многолетних дискуссий со странами Амазонского пакта, которые изначально были против предоставления Amazon права на администрирование этого домена. В результате аукциона корпорация Google стала администратором домена .app (от англ. application – приложение), Microsoft Corporation – домена .microsoft, а Yandex – домена .yandex и других.
Администраторы национальных доменов
Администраторы национальных доменов (ссTLD) назначаются по другим правилам, чем администраторы доменов общего назначения. Кандидаты на должность администратора ссTLD должны быть резидентами или зарегистрированы на территории страны, связанной с этим доменом, и могут представлять государственные, коммерческие или неправительственные некоммерческие организации. CcTLD представляют определенные страны или территории.
Делегирование / передача ссTLD осуществляется с учетом ряда технических критериев и критериев общественного интереса. Эти критерии относятся к базовым принципам, согласно которым администратор соответствующего ссTLD должен быть ответственным и технически компетентным доверенным лицом домена от имени национального и глобального интернет-сообществ. Запрос кандидата на делегирование / передачу ему ссTLD может быть удовлетворен только при условии подтверждения, что этот запрос служит интересам национального интернет-сообщества. Причем соответствующее правительство должно быть не только проинформировано о запросе, но и заявить о своей поддержке (невозражении).
Согласно Совету европейских национальных регистратур доменов верхнего уровня (CENTR), разработка необходимых регламентирующих документов (например, о порядке регистрации доменов второго уровня в национальной доменной зоне и аккредитации регистраторов, об альтернативных способах урегулирования доменных споров) полномочна назначенным администраторам ccTLD. При разработке таких документов учитывается национальное законодательство и технические политики, разрабатываемые ICANN в отношении ccTLD. В отличие от общих TLD (gTLD), которые должны соблюдать правила и процессы сообщества ICANN, национальные TLD (ccTLD) устанавливают свою политику в соответствии с потребностями своего интернет-сообщества.
Функцией национальной регистратуры, которую выполняет администратор ссTLD, является поддержка реестра доменных имен, зарегистрированных в соответствующей зоне ccTLD/ Существуют зоны, где администратор ссTLD предоставляет право регистрации в реестре доменных имен только аккредитованным регистраторам, не предоставляя возможность прямой регистрации пользователями через него. Кроме того, существуют смешанные варианты, где и регистраторы, и администратор ссTLD могут осуществлять услуги регистрации. Для получения аккредитации у администратора ссTLD регистраторы должны соответствовать определенным требованиям.
А, что в России?
Автономная некоммерческая организация "Координационный центр национального домена сети Интернет" (КЦ доменов .RU / .РФ) выполняет функции администратора ссTLD / национальной регистратуры для национальных доменов .ru и .рф. Стабильная работа национальных доменов в Интернете - основная задача Координационного центра доменов .RU / .РФ.
Основу инфраструктуры российского сегмента Интернета составляют домены ru и .рф. Координационный центр доменов .RU / .РФ выполняет публично значимые функции и работает в интересах общества, так как государство является одним из его учредителей. Правовое основание для этого закреплено в ч. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно данному закону, некоммерческая организация, владеющая базами данных российской национальной доменной зоны и зарегистрированная в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен, осуществляет координацию формирования доменных имен, входящих в данную зону.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, осуществляет функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации.