Название периодов в искусстве, как и различные деления в нём условные. Меровингским искусством назван период с V по VIII век, когда на территории будущей Франции, в частности в её северной и центральной частях правила династия Меровингов. Сначала немного о франках и Меровингах. Примерно к середине V века среди группы франков (германского племени), расселившихся на территории современных: южной части Нидерландов, северных частей Бельгии и Франции наибольшее влияние сосредоточилось в руках двух человек из одного рода – Клодиона и Меровея. Сын одного из них, учёными точно не установлено кого именно, Хильдерик во главе воинов стал союзником Рима и победоносно сражался против других германских племён: вестготов и саксонцев (саксов). Женился на Базине, представительнице рода нижнерейнских тюрингов. Она родила мальчика, названного Хлодвигом, и он расширил власть франков далеко за пределы Галлии. Так началась династия Меровингов.
Некоторое время главным городом королевства Хлодвига являлся Тур, но потом столицей стал Париж, расположенный на острове Сите среди Сены. Этот город-цитадель укрепляли ещё римские императоры. Место было выгодно расположено, по реке и сухопутным дорогам можно было оттуда добраться в любую сторону Галлии и даже на родину франков. Город разбит на кварталы религиозного назначения и жилые. К сожалению, часть зданий обветшали, арены уже стали кладбищами, но термы ещё работали. Хлодвиг захватывал земли соседей, тем самым объединял страну, как обычно в подобных ситуациях поступали правители, оставлял там управителями своих воинов. Хлодвиг и его два следующих преемника жили по законам своего народа, но и старались сохранять римские традиции. Однако с конца VI века перемены стали очевидны, создавался другой мир, отличающийся от былой империи. Перемены сказались и на облике зданий.
Название острова Сите перешло постепенно на центры администрирования племенных территорий, крупных поселений, округов. В VI веке в сите обосновывались на постоянное жительство знатные в должности графов, что повышало престиж города. Графы, как и епископы в основном происходили из зажиточных галло-римских сенаторских семей. В этих семьях в большинстве до VII века сохранялся тот образ жизни, что был и два века ранее: каменные дома, мозаичные стены и полы, термы, а также рабы и колоны, которые селились возле вилл, постепенно образуя зависимые от господина поселения.
Природа тоже менялась. Ранее осушенные низменности становились болотистыми. Леса разрастались, чему не огорчались короли, так как уже в VI веке объявили монополию на охоту крупной дичи. Обилие деревьев и относительная их дешевизна делала их основным строительным материалом. Из дерева строят жилища не только бедняки, но и богатые. Как писал один поэт о зажиточном владельце: «Его дощатый дворец возвышается до небес». Строят деревянные церкви и даже из плетённых жердей, обмазанных глиной. В то же время богатые представители галло-римской знати завещают свои владения с рабами, лесами, разными угодьями церкви. Некоторые целинные, заброшенные и заросшие участки выкорчёвывают монахи и разводят виноградники.
В VI веке начинаются, а с VII века активно продолжаются смешанные браки между франками и галло-римлянами. Последние постепенно отказываются от римского наследия. Перестают носить одеяния – тогу, всё больше предпочитают одежду, характерную для варварских племён, обтягивающую тело. Вместо трёхчленных римских имён, где обозначается достоинство предков, знать имеет всего лишь одно имя, к тому же оно бывает германского происхождения.
Во второй половине VI века и до его конца на Галлию обрушивались различные бедствия: страшный голод, что жителям приходилось «хлеб делать из виноградных косточек, из цветов орешника, из корней папоротника, добавляя немного муки… ели разные травы, опухали и умирали», не у всех была мука; потом разразились болезни: дизентерия, оспа, бубонная чума.
В некоторых городах и VI веке старались сохранять порядок, но постепенно и они приходили в упадок, площади их сокращались, население уменьшалось. Например, о Тулузе писал современник, что похожа на: «сильно похудевшего человека, носящего свой старый костюм». Огромные амфитеатры выполняли свои функции, там устраивали игры, в частности, кровавые, но со временем их стали использовать различно, в том числе как оборонительные сооружения, а то и как жильё.
Однако Церковь процветает, реставрируют старые церкви и возникают новые постройки внутри городов и за их пределами. Например, в Париже существовало 29 церквей, в Реймсе – 22, в Лионе – 19, в Бордо - 12. Кроме кафедральных соборов, строили приходские церкви и различные здания к ним. В пригородах сооружали базилики на кладбищах, над могилами святых мучеников, епископов, для хранения мощей, доставленных из других стран. Считается, что в 502 году король Хлодвиг и его супруга Клотильда Бургундская основали аббатство Святых Петра и Павла, якобы туда часто приходила молиться святая Женевьева. В середине IX века аббатство разграбили норманны. Во второй половине XVIII века на месте аббатства построили Церковь Святой Женевьевы в неоклассическом стиле, где покоятся Хлодвиг, его супруга и дочь. С 1791 года, согласно указу Конвента это здание стали называть Пантеон – «Усыпальница великих людей, которые погибли за свободу Франции» (в Латинском квартале 5 округа Парижа).
На фундаменте римских зданий, разрушенных в 276 г. почти через девять десятков лет соорудили центральную часть собора Святого Петра. В начале VI века Хлодвиг восстановил баптистерий. Соорудили купель, в то время обряд крещения был с полным погружением. Пристроили апсиду и три апсидиолы, украсили сооружения с внешних сторон и внутри. К Х веку здание стало аварийным, его перестроили.
Наличие церквей не означает, что всё население, а точнее все франки являлись христианами. С V по VII век по дорогам ходили и ездили миссионеры, проповедники, по велению души пытаясь обратить в христианство язычников, коих в сельской местности оставалось очень много. На территории государства Меровингов христианство ещё не несло статуса государственной политики.
Среди зажиточных, конечно, если не все, то большинство были христиане и дабы спасти свои души завещали собственное имущество конкретным церквям, монастырям, базиликам. Для расширения и строительства церковных зданий приходилось использовать мастеров, которые, сохраняя античные традиции, делились по мастерству на цеховые различия. Строители использовали прежние «приёмы возведения зданий, традиционные архитектурные каноны». Продолжила распространение ровная мелкая кладка, характерная почти для всех зданий этой эпохи. В Нормандии и Лангедоке использовали неровную крупную кладку. В Аквитании для покрытия кровли применяли «чередование плоской черепицы с выгнутой – классическая техника античного периода». В раннехристианский период сложилась планировка строительства базилик, которую использовали и в последующем, например, при строительстве кафедральных соборов в VI веке. Бывало к базиликам пристраивали полукруглые апсиды – пониженные выступы зданий, по бокам прямоугольные апсидиоли – небольшие пониженные камеры-пристройки. В Провансе строили баптестерии по восточной моде – восьмиугольный купол над купелью, окружённый галереей. Бывали баптестерии прямоугольной формы, но к каждой стороне пристраивали полукруглую апсиду со сферическим сводом.
Формы для украшения церквей производили, например в Пиренеях, в Сен-Беате: мастерские по обработке мрамора, где делали колонны, капители, резные саркофаги обеспечивали не только Аквитанию, но и дальше на север, вплоть до парижского региона.
При Меровингах в архитектуре отразились галло-римские традиции и искусство "варварских народов". В декоративном искусстве сочетались позднеантичные мотивы и черты «звериного стиля». Распространилась плоскорельефная резьба по камню, что отразилось на украшениях саркофагов. Церкви украшали рельефами из обожжённой глины. Для изготовления церковной утвари и оружия использовали золото, серебро, со вставками из драгоценных камней. Рукописные книги украшали картинками – миниатюрами, где предпочтение отдавалось орнаментальному декору, использовали яркие краски.
Всемирная болезнь почти любого государства – воровство чиновников, раздаривание земли (пожалования), бесконечная междоусобная борьба, снижение доходов, отсутствие военных походов и добычи, многочисленные восстания населения, независимость крупных собственников, всё это привело к оскудению казны и кризису королевской власти Меровингов. Богатство и власть перемещалась из рук королей к светской и церковной знати. «Могущественные сеньоры опирались на римскую и германскую традицию» и окружили себя собственными подданными и военными. Одним из них был Пипин II, который возводил на трон последних королей Меровингов.
Благодарю за внимание.