Настя считала, что она зря находилась в клинике. Ведь у неё не было проблем. Кроме одной – она всё ещё не достигла идеальной внешности – той, о которой мечтала с детства, рассматривая глянцевые журналы с заретушированными до кукольных образов моделями. Заворожённая красотой этих почти нарисованных картинок, девочка решила, что сделает всё, чтобы стать такой же красивой, успешной, ну и, разумеется, любимой. Словом, решила стать совершенством, стала упорно и последовательно следовать этому плану. Немного «подправила» нос, «подтянула» фигуру, нарастила волосы. Настя была почти у цели. Вот-вот откроются золотые ворота в волшебный город, где сбудутся все её мечты.
Мешала только одна деталь – кожа на лице была всё ещё далека от картинок в журнале. Как ни старалась Настя сразу избавляться от прыщиков и черных точек, становилось только хуже – кожа стала неровной, воспалённой. Но это же не повод ложиться в клинику. По её мнению, она должна была сутками находиться в косметическом салоне, а не лежать под капельницей и пить какие-то таблетки. Да ещё заставили надеть на руки эти дурацкие тканевые перчатки. С руками-то у неё точно все в порядке!
С руками – да, а с лицом… Царапины, глубокие рытвины, воспаления от выдавливания прыщей, следы от расчёсывания, шрамы. Была ли нужда в этих выдавливаниях, расчёсываниях и прочих каждодневных мини-операциях по «улучшению»? Нет, по мнению любого разумного человека, который ещё три год назад мог наблюдать пусть не идеальную, но здоровую, «живую», кожу молодой девушки. Сама Настя считала, что должна это делать обязательно, в противном случае ей просто нельзя выходить на улицу. Со временем убеждение приобрело характер навязчивых мыслей и стало выражаться в неконтролируемых действиях. Руки Насти уже сами тянулись к лицу и терзали кожу до кровоточащих ран.
Подобное навязчивое «внимание» к своей коже носит название дерматилломания и относится к группе повторяющихся поведенческих расстройств, связанных с телом, где в одном ряду с ним находятся трихотилломания (неконтролируемое вырывание волос), онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей и кутикулы), ринотиллексомания (навязчивое желание ковырять в носу и повреждать его слизистую оболочку). Хотя дерматилломания приводит к довольно серьёзным физическим повреждениям и страданиям больного, её не считают способом самоповреждающего поведения (порезы, укусы, ожоги и так далее) прежде всего из-за того, что они имеют разные источники происхождения.
Цель самоповреждающего поведения – уменьшить душевную боль, причинив себе боль физическую. Задача дерматилломании – не причинить себе физический ущерб (здесь он выступает как побочный эффект), а справиться с тревогой, что включает её в рамки обсессивно-компульсивного расстройства. При этом используется термин «невротические эскориации» или «неконтролируемые расчёсывания». Действия человека подчинены одному алгоритму: сначала возникает негативная (беспокоящая) мысль, которая вызывает тревогу, страх, с которыми невозможно справится иначе, чем совершить некий ритуал, после чего наступает облегчение.
Облегчение временное, так как ритуал (расчёсывание) направлен не на источник тревоги (мысль), а на саму тревогу, то есть эмоции. Эмоции, чувства изменить внешним воздействием в данном случае невозможно, следовательно, напряжение растёт вновь, тревога усиливается, к ней присоединяются стыд и вина. Всё повторяется по кругу.
На терапии Настя говорила, что с детства она считала себя недостаточно красивой, особенно по сравнению с другими девочками. Мама с бабушкой не стеснялись ставить в пример Лизу из класса или соседку Машу: «Такие милые, стройные, красивые – всё у них получится. Таких быстро разбирают по хорошим работам и богатым мужьям».
Настя вспоминала, как женщины демонстративно вздыхали и обменивались взглядами после очередного «мотивирующего лозунга» в виде восхищения увиденной на экране телевизора актрисой или ведущей. Настя призналась, что она чувствует, что недостаточна хороша для того, чтобы быть счастливой. Не настолько хороша, как та Лиза или Маша, или новая модная актриса. Но она «работает» над этим, с боем и ранениями доказывает себе и маме, что может быть достойна. Вот только подправит здесь ещё немного, и вот здесь… А на самом деле – делает всё, чтобы оградить себя от выхода в этот чужой и опасный мир, где счастливым можно стать только будучи идеальной картинкой.
Настя поняла, что её проблема вовсе не в лице, и не в теле, и не в волосах. Значит, терзать себя больше не нужно, и в клинике Настя находится точно не зря.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.