Одна моя клиентка некоторое время назад пожаловалась мне, что её бывшие сотрудники, которых она по разным причинам уволила с работы или они были уволены своими непосредственными руководителями (клиентка – собственник бизнеса), вычеркивают её из «френдов» во всех соцсетях, да ещё и гадостью её поливают.
«Как же так? Я ведь всю жизнь к ним со всей душой! И подбодрю, и успокою, и зарплату полностью заплачу, даже, когда они на неё не наработали! Обидно до слёз…»
Начал разбираться и обнаружил… Просто, реально, ужас, что обнаружил. Дама ведёт себя по отношению ко всем сотрудникам компании, как курица-наседка. Причём, это относится действительно ко всем работникам, даже к тем, кто не является её непосредственными подчинёнными. Приголубит, пожалеет, по головке погладит. Даже в тех случаях, когда сотрудник грубо нарушает нормы и правила, установленные в компании. Даже тогда, когда работник своими действиями или бездействием наносит ущерб предприятию. Доходило до анекдотичных случаев: исполнитель провалил работу, не сделав её даже на 25%, но добросердечная собственница выплачивает ему полную зарплату, зачастую вопреки распоряжению непосредственного руководителя этого орла. Однако, рано или поздно с такими нерадивыми товарищами всё-таки приходилось расставаться. И вот тогда эти ухари немедленно начинали пылать негодованием и обвинять собственницу во всех смертных грехах.
… А ведь их можно понять! На протяжении длительного времени владелица бизнеса их хвалила, награждала (почти всегда – абсолютно незаслуженно), а теперь ВДРУГ они оказались плохими… В их головах – абсолютный когнитивный диссонанс. Что же делать?..
Вести себя предельно честно!
И по отношению к своему бизнесу, и по отношению к своим сотрудникам. Мои советы просты:
· Ставить чёткие, понятные, измеримые цели и точно определять критерии оценки результата. Все сотрудники должны понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И что будет, если будет хорошо, а что будет – если плохо. Это касается, в том числе и финансовых последствий;
· Если подчиненный совершил ошибку, - указывать ему на неё и вместе с ним идентифицировать его действия/бездействие именно как ошибку. Сотрудник должен понимать, что не всегда он безгрешен, и не всегда его действиями довольны. Разбор должен вестись твердым голосом, без заискивания и фраз, типа: «Вообще-то, я твоей работой довольна, но в этот раз…»;
· Определять, как эту ошибку исправить, если исправлять ее нужно (не всегда нужно!);
· Очередной раз объяснять, что каждый имеет право на ошибку. Вы не даете права на ПОВТОРЕНИЕ ошибки! И объяснять, что за повторение ошибки последует наказание (точно указать - какое);
· Пояснять (если кому-то непонятно), что в компании есть правила (нормы, регламенты, стандартные процедуры и пр.), и за нарушение этих правил человек будет наказан, если только оно не вызвано чрезвычайными обстоятельствами.
Главное: абсолютная честность, твердость и решимость. Вы цените своих товарищей, уважаете их, поэтому не надо врать им!
И перестаньте платить жалование! Платите зарабОтанную плату.
Надеюсь, то, что я написал, будет полезно не только моей клиентке.