Найти в Дзене

Как терялась грань между иконопочитанием и иконопоклонением

Оглавление

Древний мир воцерковлялся медленно и с большим трудом, а воцерковлению не способствовал большой накопленный культурный опыт. Вместе с приходом новых людей в христианство, в Церковь проникало много элементов, которые никак не могли быть приняты церковью, так как противоречили христианскому искусству.

Эта статья является продолжением заметок по книге Л. Успенского "Богословие Иконы"

Мир проникал в церковь с помощью искусства. Влияние античного искусства было, иногда, настолько сильным, что иногда историкам приходится говорить о «возрождениях» античности. А отношение к образу не было на должном уровне и зачастую путали иконопочитание и идолопоклонство, из-за чего возникали нападнические настроения на Церковь.

Если в течение первых семи столетий своей истории Церковь боролась за основную истину Боговоплощения, формирую учение и отсекая нападки на отдельные понимания и толкования, то теперь началось наступление на всю совокупность православного учения в целом. Вскоре после этого началвсь открытая борьба против иконы - появляется одна из самых страшных ересей – иконоборчество VIII-IX веков.

Предпосылки иконоборчества

Предпосылок к иконоборчеству было много, но основная - непонимание и искажение в отношении к иконам.

Так, некоторые христиане, с усердием украшая храмы, полагали, что
этого достаточно для спасения души. Иконы брали в качестве крестных отцов и матерей или поручителей при монашеском постриге. Одежду украшали изображением святых и носили её.

Бывал и случаи крайне странные: некоторые священники соскабливали краски с икон, примешивали и к Святым Дарам и причащали верующих, как будто Тело и Кровь Христовы еще нуждались в дополнении другой святыней. Совершали богослужения на иконе, заменявшей престол.

Почитание икон в те времена начало восприниматься слишком буквально - почитали не сколько изображенное лицо, сколько сам предмет. Становилось похоже на магию и приближалось к язычеству, что толкало многих отказаться от икон.

Борьба с непониманием в почитании икон

Среди разнообразных проявлений иконоборчества большую роль сыграло магометанство.

В VII веке началось нашествие арабов-мусульман, которые покорили Сирию и Палестину и, пройдя через Малую Азию, в 717 г. осадили Константинополь. В 718 г. они были отброшены императором
Львом VIII Исавром. В начале своего господства арабы в общем проявляли в занятых ими областях терпимость в отношении христианских изображений. Иудеи же в эпоху появления ислама снова строго держались ветхозаветного запрета образа и уже не только не расписывали свои синагоги изображениями, как в первые века христианства, но, наоборот, уничтожали эти изображения. Синагоги Айн-Дук и Бет-Алфа хранят следы этих разрушений.


В 723 г. халиф Иезид внезапно дал приказ уничтожить иконы во всех
христианских храмах подвластных ему стран. После этого мусульмане
стали преследовать иконы и их почитание, хотя это преследование не было систематическим.

Наряду с магометанством и иудейством среди иконоборцев были и некоторые христианские секты.
Однако иконоборчество не было чисто восточной ересью оно проявлялось и на Западе. В те времена Запад не имел силы, чтобы вмешаться в судьбу Церкви и настроения, возникавшие на востоке.

Один из наиболее характерных примеров раннего проявления относится к концу VI века. В 598 или 599 г. марсельский епископ Серенус приказал убрать из храмов все иконы и уничтожить их под тем предлогом, что
народ воздавал им неподобающее поклонение.

В защиту иконопочитания

Римский папа, св. Григорий Великий, похвалил ту ревность, с которой Серенус восстал против поклонения иконам, но осудил его за их уничтожение.

«Не следовало все же уничтожать иконы. Они выставляются в храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего они не могут читать в книгах. Тебе, брат, надлежало сохранить иконы, но не допускать народ до поклонения им».
Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Таким образом, потерялась грань между иконопочитанием и иконопоклонением, а попытка борьбы с неверным отношением к иконе превратилась в борьбу с самой иконой. В какой это было форме и как происходила - расскажу в следующих статьях, а пока подписывайтесь и заглядывайте в раздел "Богословие иконы". Тема, конечно, не простая, но я стараюсь разобраться и максимально упростить для понимания, насколько это возможно. Пишите в комментарии если этот формат интересен вам.

Богословие иконы | PRO ИКОНЫ и искусство | Дзен