Древний мир воцерковлялся медленно и с большим трудом, а воцерковлению не способствовал большой накопленный культурный опыт. Вместе с приходом новых людей в христианство, в Церковь проникало много элементов, которые никак не могли быть приняты церковью, так как противоречили христианскому искусству.
Эта статья является продолжением заметок по книге Л. Успенского "Богословие Иконы"
Мир проникал в церковь с помощью искусства. Влияние античного искусства было, иногда, настолько сильным, что иногда историкам приходится говорить о «возрождениях» античности. А отношение к образу не было на должном уровне и зачастую путали иконопочитание и идолопоклонство, из-за чего возникали нападнические настроения на Церковь.
Если в течение первых семи столетий своей истории Церковь боролась за основную истину Боговоплощения, формирую учение и отсекая нападки на отдельные понимания и толкования, то теперь началось наступление на всю совокупность православного учения в целом. Вскоре после этого началвсь открытая борьба против иконы - появляется одна из самых страшных ересей – иконоборчество VIII-IX веков.
Предпосылки иконоборчества
Предпосылок к иконоборчеству было много, но основная - непонимание и искажение в отношении к иконам.
Так, некоторые христиане, с усердием украшая храмы, полагали, что
этого достаточно для спасения души. Иконы брали в качестве крестных отцов и матерей или поручителей при монашеском постриге. Одежду украшали изображением святых и носили её.
Бывал и случаи крайне странные: некоторые священники соскабливали краски с икон, примешивали и к Святым Дарам и причащали верующих, как будто Тело и Кровь Христовы еще нуждались в дополнении другой святыней. Совершали богослужения на иконе, заменявшей престол.
Почитание икон в те времена начало восприниматься слишком буквально - почитали не сколько изображенное лицо, сколько сам предмет. Становилось похоже на магию и приближалось к язычеству, что толкало многих отказаться от икон.
Борьба с непониманием в почитании икон
Среди разнообразных проявлений иконоборчества большую роль сыграло магометанство.
В VII веке началось нашествие арабов-мусульман, которые покорили Сирию и Палестину и, пройдя через Малую Азию, в 717 г. осадили Константинополь. В 718 г. они были отброшены императором
Львом VIII Исавром. В начале своего господства арабы в общем проявляли в занятых ими областях терпимость в отношении христианских изображений. Иудеи же в эпоху появления ислама снова строго держались ветхозаветного запрета образа и уже не только не расписывали свои синагоги изображениями, как в первые века христианства, но, наоборот, уничтожали эти изображения. Синагоги Айн-Дук и Бет-Алфа хранят следы этих разрушений.
В 723 г. халиф Иезид внезапно дал приказ уничтожить иконы во всех
христианских храмах подвластных ему стран. После этого мусульмане
стали преследовать иконы и их почитание, хотя это преследование не было систематическим.
Наряду с магометанством и иудейством среди иконоборцев были и некоторые христианские секты.
Однако иконоборчество не было чисто восточной ересью оно проявлялось и на Западе. В те времена Запад не имел силы, чтобы вмешаться в судьбу Церкви и настроения, возникавшие на востоке.
Один из наиболее характерных примеров раннего проявления относится к концу VI века. В 598 или 599 г. марсельский епископ Серенус приказал убрать из храмов все иконы и уничтожить их под тем предлогом, что
народ воздавал им неподобающее поклонение.
В защиту иконопочитания
Римский папа, св. Григорий Великий, похвалил ту ревность, с которой Серенус восстал против поклонения иконам, но осудил его за их уничтожение.
«Не следовало все же уничтожать иконы. Они выставляются в храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего они не могут читать в книгах. Тебе, брат, надлежало сохранить иконы, но не допускать народ до поклонения им».
Таким образом, потерялась грань между иконопочитанием и иконопоклонением, а попытка борьбы с неверным отношением к иконе превратилась в борьбу с самой иконой. В какой это было форме и как происходила - расскажу в следующих статьях, а пока подписывайтесь и заглядывайте в раздел "Богословие иконы". Тема, конечно, не простая, но я стараюсь разобраться и максимально упростить для понимания, насколько это возможно. Пишите в комментарии если этот формат интересен вам.