Зоя хмуро уставилась на прическу Леси.- Ты чего это без косынки? Надевай. Быстро. А2 очень любит зажевать девичьи косы на завтрак. – Ну, чего вылупилась? А2 – это машина, с которой тебе придется иметь дело. Ходила у нас тут… Воот с такой косой.
- И что? Спросила Леся, быстро шагая рядом с Зоей.
- Да ничего, зажевала машина ее косу вместе с кожей головы. Теперь косынку вообще не снимает. - Зоя криво ухмыльнулась. Потом тебя познакомлю. В другом цеху работает. Только одна по заводу не шастай. Поняла?- Зоя неожиданно резко дернула за рукав Лесю и повторила - Поняла?
- Ага – кивнула Леся.- И про себя подумала - Чего это она?
Цех представлял из себя длинное, очень ярко освещенное помещение. Чесальные и ленточные машины в два ряда располагались посередине зала. Они были похожи на большие двухметровые стальные зеленые ящики. На крышках светились лампочки. По бокам, с двух сторон стояли на металлических дорожках большие бочонки для пряжи. Масса хлопка, которая поступала к ним, разделялась на отдельные волокна, очищалась и распрямлялась. Материал пропускался между быстро вращающимся барабаном и медленно вращающимися шляпками. Возле каждой машины стояла женщина - чесальщица. Леся подошла поближе к одной из них. Женщина что - то быстро - быстро нажимала на передней панели машины, а пряжа витками опускалась в подставленные пронумерованные бочонки.
Лесе понравился запах в цеху. Пахло хлопком, разогретым металлом, и немного дегтем.
- Знакомьтесь. А2. Твоя машина.
Леся посмотрела на самую крайнюю в ряду машину и удивилась тому, что она очень сильно отличалась от остальных. Она явно была старше остальных на несколько десятков лет. Темно зеленая, местами обшарпанная краска покрывала ржавый корпус. Большая часть внутреннего механизма была открыта и опасно сверкала острыми деталями. С техникой безопасности было все явно очень плохо. К Зое и Лесе подошел помощник мастера. Тот самый Василич, которого она видела вчера в кабинете начальника охраны.
-Так. Слушай и запоминай. Это твоя машина. Пробы сырья бери только тогда, когда она точно выключена. – Василич подробно описал действия для выключения машины, которые следовало выполнять в строгой последовательности. Больше ничего на ней не нажимай. Выключила. Взяла пряжу. Все. И ушла. С этими словами Василич развернулся и быстро потопал куда то вглубь цеха.
Леся обалдело обернулась, ища взглядом Зою. Зои тоже уже не было рядом.
- И это все обучение? Ладно. Разберусь сама. Леся несколько раз произвела все манипуляции по включению и выключению машины. - Вроде не сложно - подумала она. Беря в руки теплый, приятный на ощупь моток хлопковой ленты, Леся случайно поцарапала локоть о край корпуса А2. Капля крови попала на металл. И тут одновременно произошло несколько вещей: машина завибрировала всем корпусом, на месте попадания капли крови раздалось шипение и кровь моментально испарилась, а из недр машины послышался гулкий стук.
- Е - мае!- Леся отпрыгнула от неожиданности в сторону. - Что за ерунда? Она готова была поклясться, что выключала устройство. Странно. Неприятный холодок пробежал по спине и девушка зябко поежилась. Все стихло. И теперь А2 стояла абсолютно неподвижная и как полагается машине не издавала никаких звуков.
- Видимо я переволновалась сегодня. Показалось, наверное. – Устало вздохнув, Леся, прижала к груди моток хлопка и побежала в лабораторию измерять материал.
Остаток рабочего дня прошел спокойно. Леся училась взвешивать, измерять и вносить эти данные в большую тетрадь в клеточку. После обеда зашла Зоя и похвалила за аккуратность.
- Молодец. Кстати, держи, вот. Некондиция. Можно домой забрать. И вывалила на стол несколько здоровых бобин готовой блестящей пряжи.
- А разве можно? – нерешительно пробормотала Леся?
- Давай уже, бери. – Зоя положила еще одну бобину и ушла в цех.
Леся устало посмотрела на этот неожиданный дар. Она увлекалась вязанием и пряжа ей бы пригодилась. Но тут неожиданно в памяти всплыло лицо уборщицы и ее скрипучее «бесплатный сыр знаешь, где бывает?»
Ладно, в другой раз возьму. Не взяла. И правильно сделала. Потому, что на проходной ее ни с того ни с сего остановила охрана. И потребовала показать сумки. Забегая вперед, скажем, что никогда позже такой активности в отношении Леси охрана не проявляла.
Девушка ехала домой и думала о том, зачем Зоя предложила ей пряжу? Чтобы ее уличили в воровстве? Чтобы уволили? А зачем это Зое? Из за денег? Ну, может. Но интуиция подсказывала Лесе, что не в деньгах тут дело. И вообще, что – то не так с заводом, с начальством, с рабочими, а главное с этой А2. С этой странной машиной, которая, поцарапав Лесю, как будто попробовала ее на вкус…
Дома Леся пыталась поговорить с мамой. Но когда она начала рассказывать, то поняла, что, объективно, оснований уйти у нее не было. Ну, странные. Ну, поцарапалась. И что? Кроме того, мама была так рада, что Леся, наконец – то «пристроена», что просто язык не поворачивался рассказывать о своих сомнениях. Леся решила поработать и посмотреть, что будет дальше. Быстро поужинав, она сразу легла спать. И проспала не просыпаясь до утра.
Когда на следующий день Леся подходила к А2, чтобы снять пробы, то заметила, что у нее трясутся руки. Однако машина вела себя спокойно и никаких мистических явлений не наблюдалось. Зоя виновато улыбаясь пригласила на чай в каморку, в которой переодевались женщины.
Леся с интересом рассматривала небольшое помещение со старыми, похожими на библиотечные каталоги шкафчиками. Составив их в кучу посередине комнаты, работницы соорудили, что - то вроде большого обеденного стола. Вся смена еще трудилась на станках, поэтому женщины были одни.
- Здесь раньше был архив. Точнее, архив самодеятельности завода. В этом помещении хранили разные награды за выступления, стенгазеты, плакаты и прочий реквизит.
На полках стояли в ряд старые фотоальбомы. Они производили впечатление своими размерами и качеством переплета. Леся с интересом всматривалась в лица людей, которые много лет назад работали здесь. Завод был центром жизни нескольких поколений. Они здесь влюблялись, ревновали, страдали, ссорились, женились, рожали детей, работали и старели. Очень много счастливых молодых и красивых лиц. Вот репетиция какого – то новогоднего утренника, вот поздравление с юбилеем, вот девушки в раздевалке смеются. А вот торжественное награждение за трудовые заслуги молодого специалиста. Кажется, собрался весь завод в концертном зале. Столько цветов. Совсем еще молодая девушка в строго костюме широко улыбается и пожимает руку начальнику, вручающему ей, видимо грамоту. Стоп. Что – то знакомое было в чертах этой девушки. И не просто знакомое. Нет. Леся совершенно точно видела эту девушку недавно. Следующая фотография показывала Елену крупным планом с цветами. Приглядевшись, Леся поняла, что видит на фото свою начальницу, прекрасную фею Елену Николаевну с дорогим кольцом.
Может это ее родственница? Бабушка? Леся перевернула фото и прочитала: торжественное вручение Медали "СССР за трудовое отличие" Воронцовой Елене Николаевне. Так же зовут. Надо же. И взгляд. Такой – же пустой и уставший. У Леси по спине прокатился противный холодок. Внезапно прозвенел звонок. Леся вздрогнула, положила альбом на место. Через минуту в раздевалку вошли несколько женщин. Леся поздоровалась и вышла, тихонько спрятав в карман халата фотографию Елены.
Продолжение: https://dzen.ru/media/id/5ee4f0b6d87e7e64c9b40813/zavod-rasskaz-ujastik-ch-4-64dde9acef59054528aca0a2
Начало тут: https://dzen.ru/media/id/5ee4f0b6d87e7e64c9b40813/zavod-rasskazujastik-ch1-64c94cead49dc96f0cc9f27c