Знакомьтесь: в ЗГУ имени Н.М. Федоровского – новый проректор по научной работе и международному сотрудничеству. Аркадий Тарасевич приехал в Норильск из Новосибирска. Говорит, что Крайний Север его всегда манил, а поставленные задачи считает личным вызовом. Какие научные открытия ждут Заполярный государственный университет с новым руководителем, читайте в нашем интервью.
— Где Вы работали до приезда в Норильск? Какой у Вас бэкграунд?
- Еще будучи студентом 3-го курса химфака КНУ я начал сотрудничать с европейской компанией, которая создавала электронную базу данных патентов. Она позволяла искать цифровую информацию по целому ряду параметров, свойств, а также по химическим структурам. За 9 лет работы через мои руки прошли сотни патентов по химии и химической технологии. Большой объём самой различной информации на тот момент значительно расширил мой кругозор и во многом сформировал меня как учёного прикладной направленности.
Параллельно с коммерческой деятельностью я занялся работой над диссертацией. В 2007 году несколько месяцев стажировался в Университете города Бремен (Германия), а в период с 2010 по 2017 – в Высшей национальной химической школе города Рен CNRS (Национальный центр научных исследований Франции) в качестве приглашённого исследователя. Во Франции в общей сложности я проработал около 3 лет. С французскими коллегами мы занимались фундаментальными исследованиями по целому ряду направлений. Результаты достаточно хорошо публиковались.
В 2014 году, имея на руках фактически готовую диссертацию, я переехал в новосибирский Академгородок, в Институт катализа им. Г.К. Борескова. Защитив в начале 2016 года диссертацию, я ушёл из академической области в наукоёмкую химическую промышленность. Почти 6 лет работал в АО «Специальное конструкторское технологическое бюро «Катализатор» в Новосибирске. Компания занимается промышленным многотоннажным производством наукоёмкой продукции для нужд нефтехимической и химической промышленности, в частности производством катализаторов. 50 лет назад СКТБ «Катализатор» основали как промежуточное звено между фундаментальной наукой и промышленным производством. Бюро выполняло роль масштабирования технологий лабораторных разработок и их дальнейшего внедрения на производстве. Масштабирование технологии от лабораторного уровня до пилотного, опытно-промышленного и серийного промышленного производства – всегда непростой и тернистый путь. Вся научная работа была заключена в решении реальных прикладных технологических задач.
— Почему вы выбрали Норильск и Заполярный государственный университет?
В своё время я осознанно ушёл из академической науки в промышленность. Основной причиной было не покидающее чувство неудовлетворённости, связанное с отсутствием практического применения подавляющего большинства научных разработок. Очень многое из того, что делается в академической науке, с одной стороны не востребовано, с другой стороны, не доводится до внедрения на практику, на производстве. Можно написать красивый отчёт, статью в рецензируемом журнале мирового уровня, выступить с докладом на международной конференции, и такой опыт у меня тоже есть. Я объездил около 10 стран, в том числе в качестве приглашённого докладчика. Однако, по факту описываются совершенно оторванные от жизни вещи, то, что никогда не найдёт практического применения. Безусловно, фундаментальная наука должна быть: астрономы должны изучать звёзды, физики-ядерщики открывать новые фундаментальные закономерности. Иными словами, пусть лучше вкладывают деньги в строительство адронных коллайдеров, чем в казино. При этом нужно понимать, что зачастую учёные – это люди со сложным характером и амбициями. Академическая система позволяет большинству учёных заниматься банальным удовлетворением своих личных научных интересов, получением степеней и званий, повышением наукометрических показателей с одновременным освоением государственного финансирования. При этом происходит серьёзный перекос от прикладной науки в сторону совершенно оторванных от жизни фундаментальных исследований.
В Заполярном госуниверситете, напротив, есть прямой доступ к производству. Здесь есть возможность понять не просто промышленную проблематику в целом, а решить прикладные задачи нашего основного технологического партнёра – компании «Норникель». Если взять другие университеты в России, там учёные будут ходить и писать заявки с описанием того, что они могут предложить. А здесь есть запрос: вот вам проблематика, технологические задачи, производственные вопросы, решайте. Прикладная наука требует развития.
— Вы сейчас знакомитесь с предприятиями и переделами Заполярного филиала «Норникеля». Каковы точки роста и приложения компетенций нашего университета для ЗФ?
Первая задача – познакомиться с руководителями департаментов, установить рабочие доброжелательные отношения – это всегда важно. Мы действительно находимся в уникальной ситуации. Заполярный филиал готов открывать для нас свои точки роста. В других вузах пишут отчёт на много страниц, рассказывают, какие закономерности выявлены, но для производства это неприменимо. Нет звена, которое поможет приложить проводимые исследования к производству, этого не знают ни исполнитель, ни заказчик. Я вижу, как Заполярный госуниверситет может выступить связующим звеном, выполнять эту функцию. Учёным необходимо задавать определённую траекторию движения, нужны сроки реализации мероприятий, нужны конкретные ожидаемые результаты.
В ЗГУ необходимо создавать такую экспертную среду, которая будет работать непосредственно с компанией «Норникель» либо с другими заказчиками. Зная конкретную проблематику заказчика, мы можем решать его прикладные задачи, чтобы довести наши научные исследования до практического применения. Мы можем выстроить систему, где будем растить среди учёных таких специалистов, которые бы понимали, как работать с производством. Полученным опытом мы готовы делиться с другими институтами и университетами.
В ЗГУ уникальная среда, потому что мы близки к производству. Учёные должны понимать, что недостаточно знать всё в теории, а производственники – что им тоже есть чему поучиться. Сложившиеся стереотипы необходимо менять.
— В прошлом году в ЗГУ проходил Акселератор технологических проектов. Этой осенью студенты снова представят свои идеи на суд экспертного жюри. Как вы считаете, будет ли полезен такой формат предпринимательской деятельности для развития научной среды университета?
Структура Акселератора позволяет выявить группы, коллективы, отдельных студентов и специалистов, которые замотивированы на прикладную науку. У них есть внутренний драйв сделать что-то полезное. В этом практическая польза Акселератора. Но с другой стороны нужно понимать, что большинство их предложений зачастую оторваны от практического применения. Есть единичные проекты, которые можно внедрять с минимальной доработкой, как, например, идея взвешивания вагонов у студента ПТК Валерия Паулиня. Вот если бы участники Акселератора были знакомы с производственной проблематикой изнутри, то этот механизм можно было бы использовать как площадку для выявления замотивированных и компетентных в своей области специалистов и команд. Дальше направлять их в прикладное русло, исходя из того, что запрашивают партнёры. Вот так Акселератор даст реальные плоды.
Я не говорю, что это должны быть только технические процессы, важно заботится и о городской среде, и об экологии. Во всём должен быть баланс.
— Сейчас Правительство РФ и Минобрнауки стремятся сделать исследования прикладными. Насколько Норильск и ЗГУ в этом плане уникальное место?
В России большинство технологий остались с советских времён практически неизменными. Либо есть иностранные, где лицензиар пришёл и под ключ оборудовал, например, завод. От многих стратегических направлений в своё время отказались как от экономически невыгодных.
У студентов должно поменяться представление о том, кем они хотят стать. У многих какая цель? Вот отучился на инженерном направлении, пойду в цех, несколько лет там «отпашу», потом уеду доживать свой век на материк. Не так это должно быть. Я за амбиции, за вызовы, чтобы студент почувствовал: я что-то важное буду делать, это нужно производству, городу, стране.
Сотрудники Заполярного филиала приходят к нам преподавать с производства – это самая сильная сторона университета. Именно то, что работники компании находят время на преподавание, сами занимаются научной работой, защищают диссертации. Обычная для всех университетов практика, которую нам предстоит развивать – когда профессорско-преподавательский состав занимается совместной работой со студентами, то есть вовлекает в свои исследования. Для учёного студенты всегда выступали в роли рабочих рук, и это нормальная ситуация. Такая практика есть и в ЗГУ, но она не системно выстроена, а построена на личной инициативе. Должна быть не только внешняя мотивация, но и внутренняя, энтузиазм, нацеленность, кураж – ух, сейчас мы разберемся с этой проблемой!
Беседовала: Полина Любимая
Фото: Сергей Колосов.