Итак, делюсь маленькими, но очень важными правилами прогулок с ребенком. Проверены на личном опыте ;)
Учимся видеть мир
Когда мы выходим на прогулку с малышом, это не просто "подышать свежим воздухом". Это "познакомиться с миром". Только представьте, каждое дерево-кустик-цветочек - открытие для ребенка. Более того. Когда дует ветер, идет дождь или ярко светит солнце - это тоже все незнакомо малышу.
Поэтому мы не берем на прогулки игрушки. Вообще. Игрушки - это для дома. А на улице мы познаем мир. Рассматриваем, трогаем, нюхаем, пробуем на вкус (что не всегда радует меня, как маму).
Единственное исключение - лопаточка и ведерко для песочницы. Но их мы достаем очень редко. Ведь сейчас в песочницах тонны игрушек.
Когда ваш карапуз не отвлекается на свои игрушки (или еще хуже - на телефон), у него развивается осознанность. Через умение замечать мир вокруг себя. Об этом говорила в одном из своих видео.
Чтобы усилить эффект, вы рассказываете ребенку, что его окружает. Показываете новые для него вещи. Акцентируете внимание на чем-то.
"Смотри, какие красивые цветочки. А в небе смотри самолет полетел. А там видишь кошечка на траве отдыхает. Машина поехала красная..."
И следите, чтобы ребенок успевал вертеть головой и видеть то, о чем вы ему говорите. Меняйте фокус. Обозначайте то предметы побольше, то совсем маленькие. То ощущения (холодно/жарко), то предметы.
Не спешите, для малыша мир - это огромный поток информации. Дозируйте ее. Но не ограничивайте его развитие привычными игрушками или экранами.
Кстати, не понимаю, зачем родители вешают тонну игрушек в коляске. Звенящий, яркий пластик (или другой материал) перед лицом не лучше синего неба, облаков и птичек! Ребенок должен узнать мир. А игрушки препятствуют этому узнаванию.
Какое гуляние приводит к гиперактивности ребенка рассказала здесь
Развиваемся физически
Детки обычно очень подвижны. Им интересно осваивать новые физические навыки. Сюда входят переступания бордюров, хождение по ступенькам, преодоление всяких препятствий.
Не ограждайте ребенка от таких подвигов. Да, это бывает сложно. Приходится страховать малыша. Следить. Что называется "глаз да глаз". Но как только ребенок начал ходить и его потянуло на подвиги - будьте рядом, но давайте свободу.
Физическое развитие способствует умственному. Это доказанный факт. Поэтому обычные ступеньки - это не просто тренажер для ножек вашей крохи, но и двигатель мыслительных процессов.
Я регулярно разрешаю бегать сыну по траве. Земля неровная, ему приходится то переступать ямки, то карабкаться чуть в горку. То падать и подниматься. Все это непросто, но важно и полезно. Набираюсь терпения и слежу за ним.
Турники, горки и прочие радости жизни, тоже крайне необходимы. Конечно, выбираем по возрасту. Но позволяем развиваться не только ножкам, но и ручкам. Важно дать ребенку ощущение, что он может подтянуть себя руками, что-то подвинуть, как-то себя поддержать ручками.
Социализируемся
ООООчень сложный процесс, в котором важную роль играют родители. Дети вообще ничего не знают про совместную игру, про какие-то правила. Нет понимания, что можно, чего нельзя. Хочу игрушку - подхожу и забираю из рук другого ребенка. Хочу его пирожок укусить - подхожу и кусаю.
Такое "первобытное" состояние нужно быстренько исправлять. НО! Если вмешиваться каждую секунду, ничего хорошего не выйдет. Ребенок должен узнать, что другие детки могут отказать ему в игрушке. С ним могут не поделиться чем-то. Могут что-то отобрать у него. Могут даже толкнуть или накричать.
Важно быть рядом. Как только ребенок вышел в социум - ему нужна рядом мама.
Я много раз видела ситуации, когда в 2,5 - 3 года малышу не могут объяснить, что драться с детками без причины нехорошо. И проблема здесь в том, что момент упущен. Когда ребенку было 1,5 года, ему никто этого не говорил. Типа "он еще маленький, он не понимает". Это заблуждение. Он все понимает. И он усвоил - драться - это нормально. Получать желаемое силой - это нормально. В три уже сложно сменить такую установку.
Поэтому элементарным правилам поведения нужно учить с самого раннего возраста. При этом важно не подавлять желания ребенка.
Например, он нашел игрушку в песочнице и не хочет делиться ею с другим карапузом. Не заставляйте! Он принял решение не делиться. Позвольте ему прожить этот опыт. Возможно у него отберут игрушку силой. Возможно ему предложат обмен. А может быть он просто мирно останется со своей "добычей" играться. Все варианты хорошо.
Не бойтесь, он не вырастет жадиной. Это про другое! Это про навык распоряжаться тем, что твое. И объективно, если ваш ребенок нашел игрушку первым - она его, на время прогулки =)
Вообще, про "делиться игрушками" - отдельная большая тема. Много нюансов и много важных деталей. Напишу об этом отдельно. Поделитесь своим мнением, на этот счет. Очень интересно, что вы думаете.