Польский флейтист Кшиштоф Зграя, получив исполнительское и теоретико-композиторское образование, с головой погрузился в господствовавший в то время (70-е годы) фри-джаз и преуспел. Но вскоре путь свободного джаза показался молодому музыканту тупиковым и он, сделав разворот, устремился не к неизведанным горизонтам, а в прошлое, чтобы изучить истоки современного джаза.
Это движение «назад к корням» было и убедительным, и плодотворным; оказалось, что блюз, би-боп, традиционный джаз и латиноамериканская музыка в сочетании с опытом и эрудицией может открыть миру новые краски и подарить новые эмоции.
В центре внимания сегодняшней статьи пластинка Laokoon, 1981 года выпуска, которая представляет собой живописный коллаж из блюза, классических баллад, латиноамериканской музыки и фанка, жаль только, что не всё это жанровое разнообразие получило должное внимание.
Открывающая альбом Lux Blues классическая ритм-н-блюзовая штука, которой коолрит придаёт флейта руководителя ансамбля, замените её на трубу и получите бодрый джаз 50-х.
За минутную Alex Funky обидно, я люблю фанк, но ту такое чувство, что ребята просто взяли какой-то отрывок со своей репетиции, на которой решили разнообразить звучание ансамбля бас-гитарой.
А вот с выполненной в духе произведений Чика Кориа La Concha это уже большое полотно на 11 минут, в котором музыканты постепенно насыщают ткань композиции. Начинается всё с сольной партии контрабасиста Яцека Беднарека, потом грува добавляют ударные Марек Стах и флейта Зграя, композиция разгоняется и насыщается, чувствуется дух фламенко, потом вступает альт-саксофон Збигнева Намысловского и казалоссь вот-вот настанет кульминация, взрыв, но композитор идёт другим путём и сводит композицию к сольной партии флейты.
Интермедией к заглавному треку служит дуэт флейты и ударных W Oczekiwaniu Na..., хрустальная композиция в духе ECM, пишут что композиция вдохновлена творчеством Жана-Люка Понти.
Заглавный трек стартует в стилистике джаз-рока, особенно в части партий ударных и баса, чтобы во второй части уйти во фриджазовое плавание с флейтой, барабанами и контрабасом у штурвала.
Завершается альбом умиротворяющей балладой Fin De Siècle с доминирующей партий баса и украшенная, наконец вернувшимися в общий звук клавишными.
Laokoon не идеальная работа, особенно что касается оборванной Alex Funky и немного сбитой с общего настроения в финале La Concha, но людям, которые интересуются джазом я бы этот альбом порекомендовал, как минимум из-за содержащегося в нём разнообразия.