В этот юбилейный год мы отмечаем 155 лет со дня рождения выдающегося Максима Горького. Однако сама эта несколько необычная дата не объясняет того феноменального интереса, который сегодня проявляется к личности и творчеству Горького со стороны представителей различных сфер искусства. Только в рамках проведения фестивалей в Казани и Нижнем Новгороде было проведено около ста шестидесяти мероприятий: шоу, концерты, спектакли, цирковые номера и выступления артистов различных жанров, включая даже рэперов.
Словно Горький внезапно вспомнили и обнаружили, что он – далеко не скучный "пролетарский автор" или "основоположник социалистического реализма", каким его пытались преподнести в советское время. Теперь его имя не только украшает парки культуры и театры, но и вызывает интерес в самых разных областях. Оказывается, он – куда более разносторонний писатель, который гармонично вписывается в наше время.
Этот феноменальный интерес к Горькому нельзя объяснить лишь поддержкой фестивалей со стороны властей, хотя и это играет свою роль. Горький действительно стал актуальным. Этому свидетельствует целый ряд спектаклей, поставленных молодыми режиссерами и показанных в столичных и областных театрах. Ведь его произведения не ограничиваются только "Мещанами" и "На дне" – сценичные адаптации включают также "Дачников", "Детей солнца" и даже ранние произведения, начиная от "Старухи Изергиль" и заканчивая рассказом "Двадцать шесть и одна".
Однако интерес к Горькому не вызван только его творчеством, особенно ранним и романтическим. Он внимателен как личность, олицетворяющая эпоху, от золотого века до начала советской эры.
Известнейшая личность, прочно укоренившаяся в общественном и культурном ландшафте конца XIX - начала XX века, оказала огромное влияние на умы и души интеллигенции периода перехода между веками. Это влияние было несомненным, несмотря на критику и неприятие, которые сопровождали её творчество. Отметим, что все значимые фигуры Серебряного века и первых лет советской эпохи выразили своё мнение о ней через статьи, письма и дневники.
Открытием фестиваля стал дискуссионный панельный разговор "Неустаревший Горький", в котором приняли активное участие выдающиеся артисты России, включая народного артиста, руководителя Театра Наций и арт-директора фестиваля "Горький+" - Евгения Миронова, вдумчивого театрального критика и инициатора фестиваля "Реальный театр" - Олега Лоевского, профессора истории театра Николая Песочинского, а также известных режиссеров Елизавету Бондарь и Евгения Марчелли, а также вашего покорного слугу. Ведущей обсуждения стала Оксана Ефременко. За более чем час обсуждения мы касались множества аспектов Горького как личности и его воздействия на современное искусство. Единодушно пришли к выводу о масштабности его вклада и тому, как его драмы буквально перековали облик современного театра. Вопросы о корнях этой трансформации остаются предметом будущего исследования и анализа театроведов.
Вечернее открытие фестиваля ознаменовалось премьерой спектакля "Фабрика счастья" и водным шоу "Сияние. Легенды о Данко", на котором трудились режиссер Юрий Квятковский, композитор Николай Попов и драматург Михаил Дегтярев. Уникальное музыкальное представление развернулось на поверхности Пионерских прудов, где творческая команда исследовала архетипы героев с помощью элементов площадного театра, оперы и даже нейрофизиологии. В течение часа зрители погрузились в мир восьми музыкальных сцен на воде, каждая из которых раскрывала разные грани подвига и мифологии.