Найти в Дзене
FELICITA'S

Ваш бизнес пойдет в гору. Социометрическое исследование отношений в коллективе

Оглавление

Успех любого предприятия, в частности, зависит от команды, начиная от рядового исполнителя и заканчивая старшим менеджером. Так как организовать коллектив, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя комфортно, выдавая максимум КПД? Расскажу об одном из инструментов в управлении персоналом - социометрическом методе.

В данной статье мы разберем, что это за метод, как он помогает в налаживании работы, и как его применение может повлиять на бизнес.

Что такое социометрический метод?

-2

Социометрический метод - способ изучения социальных взаимосвязей и отношений между сотрудниками в коллективе. Здесь проводится всесторонний анализ популярности респондентов, системы взаимосвязей, взаимопредпочтений, а также выявляются потенциальные конфликты и проблемы в команде. Подобная информация позволяет получить объективную картину взаимодействия сотрудников и оптимизировать деятельность коллектива.

Проводится он путем закрытого анкетирования. Перед отвечающим сотрудником представлен список с ФИО всего коллектива. Задается вопрос, к примеру, «С кем бы Вы хотели делать строительный проект?». И респондент выбирает из предложенных ему фамилий (число выборов ограниченное или безграничное).

Подобный процесс определяет:

  1. Односторонние/взаимные связи сотрудников;
  2. Определение лидеров и аутсайдеров;
  3. Определение статусов «звезд», «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», «пренебрегаемых»;
  4. Выявляются различные микрогруппы: диады, триады, эксиады и т.д.
Описание максимально поверхностное, лишь для ознакомления. В будущем посвящу статью конкретно этому методу.

Применение социометрического метода в организации работы сотрудников

-3

Польза от данного метода в организации ощутима на различных уровнях - от индивидуального до корпоративного, а именно:

Формирование эффективных рабочих групп

Подобное исследование позволит определить оптимальные комбинации сотрудников в рабочих группах. Создать команду, учитывая личные предпочтения состава и их взаимодействия. Схожей схемой пользовался великий педагог - А.С. Макаренко. При формировании микрогруппы, он придерживался следующего утверждения: «Пусть каждый работает с тем, с кем он хочет».

Распределение ролей и задач

Подобный анализ помогает определить для каждого сотрудника оптимальные задачи и роли. Если выясняется, что сотрудник имеет хорошие отношения со всей командой (получил весомое количество положительных выборов), то его можно использовать в качестве связующего звена или лидера. В обратной ситуации, стоит избегать совместной работы этих людей.

Развитие тимбилдинга и факторов мотивации

Зная, кто самые популярные и влиятельные сотрудники в коллективе, можно разработать программу по развитию тимбилдинга и мотивации, которая будет ориентирована на этих сотрудников. Также, можно использовать этих людей как «мотиваторов», которые будут вдохновлять и поддерживать остальных сотрудников.

Немного объясню за «мотиваторов». Этих сотрудников уже выбрали, это показало исследование, а значит к ним есть доверие. Вы, как глава иерархии, можете аккуратно использовать их в поддержании психологического климата коллектива.

Заключение

Социометрический метод - мощный инструмент для организации работы и улучшения взаимоотношений сотрудников в коллективе. Его применение помогает сформировать эффективные рабочие группы, распределить роли и задачи с учетом взаимодействия сотрудников, а также развить тимбилдинг и факторы мотивации. Компании получают возможность создать продуктивную и гармоничную атмосферу, которая способствует достижению поставленных целей.

Как вы считаете, метод рабочий? Может уже проводили такое? Поделитесь своим опытом в комментариях.