Найти в Дзене
Жорик – историк

Как искали легендарный "Титаник"

Оглавление

Сразу после гибели самого современного на тот момент пассажирского парохода стали возникать проекты по его поднятию. Огромный ажиотаж можно понять — жертвами катастрофы стали представители высшего света по обе стороны Атлантики, а многочисленные легенды описывали "Титаник" чуть ли не как огромный сейф, доверху набитый несметными сокровищами.

И несмотря на то, что попытки по поиску и поднятию судна шли с небольшими перерывами 70 лет, нашли его только в 1985 году. Речь о поднятии обломков уже не идет — ученые отмеряют "Титанику" срок жизни не более 20 лет. Так что всё, что человечеству остается, это смотреть высококачественные фотографии и детализированные фильмы, посвященные останкам лайнера. Да читать про сумасшедшие цены, по которым продаются на аукционах поднятые со дна вещи пассажиров. А еще есть история того, как искали "Титаник", и в ней немало интересных моментов.

Шарики, динамит и вазелин

Картина "Титаник уходит под воду" художника Вилли Штёвера
Картина "Титаник уходит под воду" художника Вилли Штёвера

Спасать лайнер начали через полмесяца после того, как случилась катастрофа. "Титаник" затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, а уже 1 мая в океане появилось судно с ныряльщиками. Да, первоначальная задача заключалась в извлечении на поверхность тел погибших (всего погибло 1496 человек, из них 333 тела обнаружили в первые дни). Экспедицию проспонсировали семьи состоятельных жертв трагедии и, надо думать, ими двигало не только желание похоронить своих близких, но и поднять ценности, ушедшие на дно океана вместе с их владельцами.

Примечательно, что точное место затопления "Титаника" не знал никто. Ориентировались на положение, переданное корабельными радистами. А это точка в 600 километрах от берега канадского острова Ньюфаундленд. Вот там и стали погружаться в воду первые ныряльщики через полмесяца после катастрофы. От проекта отказались уже через несколько дней. Спасатели даже не смогли достичь и незначительной доли необходимой глубины. Это гораздо позже определят, что "Титаник" затонул на отметке 3800 метров, а в 1912 году ни достаточных знаний, ни необходимых технологий еще не существовало.

Фотография носовой части "Титаника", сделанная в 2004 году/ © commons.wikimedia.org
Фотография носовой части "Титаника", сделанная в 2004 году/ © commons.wikimedia.org

После окончания Первой мировой войны попытки поднять лайнер вновь заняли умы инженеров и их спонсоров. Речь о поднятии судна не шла — никто не знал, где оно точно находится. Хотели хотя бы достать тела погибших. Для этой цели предлагалось использовать динамит. По замыслу авторов проекта глубоководные взрывы должны были спровоцировать всплытие трупов. Но тут вмешались океанологи. "Никаких трупов нет и быть не может, — авторитетно заявили они. — При огромном давлении останки давно уже спрессовались в студенистые комки".

От динамита отказались. Тогда стали появляться проекты один замысловатее другого. Все были связаны уже с поднятием самого парохода. Как только его не планировали достать со дна. Среди способов фигурировали электромагниты ("прилипают" к стальному корпусу и потом только и остается, что вытянуть "Титаник" наверх) и воздушные шары (принцип тот же).

"Титаник" на финальной стадии строительства, 1911 год/ © public domain
"Титаник" на финальной стадии строительства, 1911 год/ © public domain

В 50-х годах пароход предлагали поднять при помощи вазелина (закачать в полости 180 000 тонн расплавленного воска). В 60-х — при помощи шариков от пинг-понга. Когда ученые справедливо заметили, что на такой глубине никакой шарик не выдержит огромное давление, то вместо них появились особо прочные стеклянные сферы. Они давление выдерживали, но стоимость необходимого количества таких девайсов превысила сумму в 240 миллионов долларов.

Существовал оригинальный проект с использованием азота. Он, по замыслу авторов идеи, должен был заморозить воду вокруг "Титаника" и тогда бы получившийся айсберг в силу малой плотности льда сам бы всплыл на поверхность. Но все эти фантазии не учитывали одного и самого главного фактора — местоположение парохода. А вот с этим как раз и была основная проблема.

Обезьяна вместо ученых

Вопрос: "где искать" вместо "как поднимать" начал заботить инженеров примерно с начала 70-х. Тогда уже были разработаны технологии и имелись локаторы, но обследование океанского дна в месте предполагаемой гибели "Титаника" успеха не приносило. Ближе всего к разгадке продвинулась экспедиция эксцентричного нефтяного магната Джека Гримма, который вложил собственные средства в поиск "Титаника". Почему эксцентричного? Да потому что в первое плавание помимо ученых он взял обезьяну по имени Титан, которая на месте должна была указать точку на карте, где следует проводить исследования. Ученые твердо заявили Гримму: "либо мы, либо обезьяна". Тот выбрал обезьяну, но в итоге его уговорили взять ученых.

Джек Гринн на пресс-конференции показывает как затонул "Титаник"/ © public domain
Джек Гринн на пресс-конференции показывает как затонул "Титаник"/ © public domain

Результаты поисков оказались нулевыми. Тем не менее судну Гримма удалось обследовать территорию площадью 500 квадратных морских миль и при помощи глубоководного локатора выявить на дне 14 объектов, которые могли потенциально быть "Титаником".

Кометный след

Главный недостаток оборудования заключался в том, что оно не могло определить что именно находится на дне — деталь рельефа или искусственный объект. Нужен был батискаф, оборудованный глубоководными камерами. Проект такого разработал океанолог и инженер Роберт Баллард. Он назвал его "Арго&Ясон" по имени корабля аргонавтов и его предводителя. Технология представляла собой дистанционно управляемый аппарат "Арго", оснащенный гидролокаторами, и привязанного к нему робота "Ясона", который мог передвигаться по морскому дну, собирать образцы и делать снимки на камеру.

Роберт Баллард перед поисками "Титаника"/ © theoryandpractice.ru
Роберт Баллард перед поисками "Титаника"/ © theoryandpractice.ru

Но мало было придумать машину, нужны были деньги на воплощение идеи в жизнь. С этим Балларду помогло американское правительство, а точнее ВМФ США, который пообещал проспонсировать строительство "Арго" с "Ясоном" в обмен на поиски двух затонувших подводных лодок.

Трагедии произошли в 1963 и 1968 годах на севере Атлантики и в самом ее центре на глубинах примерно 3 километра. Экспедиция Балларда при помощи построенного батискафа и робота "Ясона" сумела обнаружить потерянные лодки, параллельно сделав важное открытие. Дело в том, что когда субмарины "Скорпион" и "Трешер" затонули, их обломки разлетелись по морскому дну и расположились веером. Получался эдакий "кометный след", в вершине которого и находились искомые объекты. Точно также могло быть и в случае с "Титаником". А это означало, что надо обследовать не столько крупные детали на дне, сколько искать более мелкие обломки и потом по их расположению вычислить уже сам корпус корабля.

И вот в ночь на 1 сентября 1985 года аппарат "Арго" нашел на дне мелкие обломки, а сутки спустя наткнулся на паровой котел "Титаника". Двигая батискаф в нужном направлении, Баллард через 10 часов обнаружил носовую часть судна.

Тела и сокровища

"Титаник" был найден. И произошло это почти в 100 километрах от той точки, в которой предполагалась его гибель. Второе открытие ждало ученых позже — оказалось, что пароход находится на дне не целиком, а разломанный на две части. Нос "Титаника" вследствие того, что падал на дно по плавной траектории, сохранился в приличном состоянии. А вот кормовую часть (в 600 метрах) разворотило до неузнаваемости.

Схематичные обломки "Титаника"/ © perekrestokinfo.ru
Схематичные обломки "Титаника"/ © perekrestokinfo.ru

Это было не первое открытие в исследовании места катастрофы. По мере совершенствования технологий экспедиции к "Титанику" стали проходить чаще и результативнее. Появились детальные снимки, были обследованы внутренности носовой части. А главное, со дна подняты сотни вещей — начиная от мелких обломков корабля и заканчивая вещами пассажиров. Все они разлетелись по аукционам и осели в частных коллекциях.

А что же с телами? Вывод океанологов начала века про давление и студенистые комки оказался неверным. Тела какое-то время сохранялись в относительной целостности, не подверженные гниению. Но все они были съедены разнообразной морской живностью примерно к 1940 году. И наличие активной глубоководной жизни на дне тоже стало открытием для ученых.

Обувь погибших с "Титаника"/ © ymora.net
Обувь погибших с "Титаника"/ © ymora.net

Что же касается операции по подъему обломков лайнера, то проводить ее бесполезно. Детальные обследования "Титаника" показали, что он покрыт сталактитами ржавчины, а все деревянные детали изъедены червями и моллюсками. Следует учитывать и моральный аспект, ведь судно — это братская могила почти полутора тысяч человек. Стоит ли тревожить их память таким бесцеремонным способом?

Стоит, говорят "черные археологи", и несмотря на охранный статус ЮНЕСКО продолжают неафишируемые исследования "Титаника" с целью добычи ценных артефактов. После этого на мировых аукционах вплывают драгоценности, стоимость которых измеряется сотнями миллионами долларов. Да что там драгоценности, если спасательный жилет с судна был продан за 55 тысяч долларов, а мастер-ключ стюарда первого класса за 138 тысяч.

Но судьба "Титаника" незавидна. По словам ученых, к 2040 году он превратится в "ржавое пятно", неотличимое среди донного ландшафта. И останется людям только фотографии, фильмы, артефакты, поднятые со дна и история о том, как 70 лет человечество пыталось найти легендарный лайнер.

"Титаник" был вторым кораблем грандиозного проекта Olympic. И у него существовало еще два судоходных "брата". Мало кто знает, но судьба младшего "Британика" оказалась столь же трагичной, хотя и с меньшим количеством жертв 👇:

Трагическая судьба младшего брата знаменитого "Титаника"
Жорик – историк20 апреля 2022

(При написании статьи была использована информация сайтов: ru.wikipedia.org; titanicheritagetrust.org.uk; oceanexplorer.noaa.gov)