Найти тему

Импрессионизм - это очень жёсткий реализм

Импрессионизм – понятие столь же популярное, сколь и запутанное. Чего только не называют этим словом и кого из художников только не относят к импрессионистам в широком смысле слова.

Вроде бы все уже разобрались с тем, что есть собственно импрессионизм и есть импрессионизмы. Первый – группа художников, участвовавшая в Выставках импрессионистов. Их насчитывается восемь (выставок), в период с 1874 по 1886-й.

Камиль Писсарро. Фруктовый сад в Понтуазе, 1877:

1
1

Вторые – это все те, кто сформировался и работал под влиянием первых.

Но сплошь и рядом, стоит зрителю (или критику) увидеть у кого-то воздушность мазка, работу на пленэре, размытость контура – его тут же относят к импрессионистам. В каждой художественной школе «от тайги до британских морей» есть свой импрессионизм. При таком подходе, границы художественного явления размываются донельзя, вплоть до полного исчезновения. Поэтому, я бы всё-таки предпочёл говорить об импрессионистской технике.

Гюстав Кайботт. Дождливый день в Батиньольском квартале 1877:

2
2

Одно время очень популярны было утверждение о том, что настоящего импрессиониста легко отличить по отсутствию у него чёрного цвета на картинах. «Как появился импрессионизм? Очень просто! Как-то раз у нас кончилась чёрная краска, а на новую не было денег. Так и появился импрессионизм». Примерно такие слова приписывают Ренуару. Но, боюсь, что это просто…прикол для молодёжи. Старый мэтр (а произносил их Ренуар уже в почтенном возрасте) просто шутил. Особую пикантность шутке придаёт то, что у Ренуара частенько проскакивает чёрный цвет на холстах.

Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876:

3
3

А сейчас я вам скажу одну довольно непривычную вещь. Настоящие импрессионисты – все до единого жёсткие реалисты. Что за чепуха! Я уже слышу возгласы возмущения. Где суровый, подчас грубый реализм и нежный, лёгкий, воздушный импрессионизм! Где? Да там же. В одном и том же месте и в одно и то же время.

Клод Моне. Сорока. 1869:

4
4

Знаете, чего точно нет у импрессионистов? Того, чего нельзя увидеть собственными глазами в настоящем. У них нет религиозных сюжетов (совсем), мифологических, исторических, абстрактных видений, символов, аллегорий и т. п. Только повседневность, только настоящее, только то, что можно увидеть.

Берта Моризо. Летний день (Озерцо в Булонском лесу) 1879:

5
5

Повторяю импрессионизм – жёсткий реализм. Всё остальное «импрессионистская техника». Нет ангелов, нет Сарданапала, нет Цезаря с Брутом, нет аллегории быстротечности времени.

Хотите проверяйте, хотите запоминайте