Найти тему

Зло бывает разное — прекрасное и безобразное.

Зло бывает разное — то, которое от нас не зависит, или то, которое нам причинили люди умышленно или случайно. От этого оно не становится другим, зло есть зло. Но как тогда «прекрасное зло»? Это с какой стороны посмотреть. Мы злимся на плохую погоду, но поделать ничего не можем. Мы страдаем, если наши друзья или не приведи Господь, родственники попали в природный катаклизм, вроде цунами или обвала. Мы удивляемся количеству техногенных катастроф, которые можно избежать, но это не всегда удаётся. В них гибнут люди, или получают страшные увечья. Многое из вас побывали в Помпеях и ужасались запредельному числу жертв извержения вулкана.

Эта катастрофа произошла в 79 году до нашей эры и унесла десятки тысяч жизней. Не буду вдаваться в подробности этого страшного события, у меня другая цель. Если кто жил в Санкт-Петербурге, был там проездом и случайно забрёл в Русский музей, то наткнулся на картину Брюллова «Последний день Помпеи». Не заметить эту картину довольно сложно, не говоря о колоссальных её художественных достоинствах, она огромна четыре с половиной на шесть с половиной метров! Точнее — 456,5 × 651 см. И эта картина, несмотря на трагичность происходящего, прекрасна!

Я не искусствовед, но стоя возле той картины и разглядывая её в целом и отдельные детали, проникаешься — с одной стороны размахом эпического полотна и его несомненными достоинствами, а с другой есть ощущение — как хорошо, что я далеко от этого события во времени и в пространстве. Будучи в Неаполе, я не поехала на раскопки в Помпеи, честно сказать, страшно было Везувий видно издалека, он не производит впечатления грядущей катастрофы, но ехать к нему желания тоже не было.

Картина прекрасна, а событие ужасно. Зло в его двойственном виде.
Картина прекрасна, а событие ужасно. Зло в его двойственном виде.

А теперь плавно перейдём к книжным злодеям и злодейчикам. Если смотреть на жизнь во всех её проявлениях, то злодеи бывают разные, от того, кто кнопку в школе на скамейку подложил до того, кто может убить или предать не раздумывая. А могут пройти мимо тонущего человека — не в прямом, а переносном смысле. Тонешь? Как жаль... Люди разные бывают. Мне больше нравятся те, которые с кнопкой. Они не злые, просто им скучно.

В детстве все читали книгу Вениамина Каверина "Два капитана". Там есть несколько мерзавцев, которых хочется не просто казнить, а предварительно препарировать! И это не жестоко, это было бы справедливо.

Навскидку. Первый подлец и злодей это двоюродный брат Ивана Львовича Татаринова Николай Татаринов. Директор школы-коммуны. Влюблен в Марию Васильевну. Именно он поспособствовал гибели капитана Татаринова. Даже говорить о нём не хочу. Его так здорово сыграл в кинофильме Николай Гриценко.

Другой гадёныш это Николай фон Вышимирский, он занимался поставками провианта для капитана Татаринова и его экспедиции. Продукты и оборудование были некачественные, что привело к гибели экспедиции.

И последний подарок, так называемый друг Сани Григорьева Михаил Ромашов (Ромашка). Его бесподобно изобразил Юрий Богатырёв, гениальный артист.

Шести серийный фильм, премьера которого состоялась в 1977 году произвела на меня огромное впечатление. Заново перечитала книгу.

«Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. Кроме того, он вытащил флягу с водкой и пистолет.

Кровь бросилась мне в лицо. Он вытащил пистолет!

— Сейчас же верни оружие, болван! — сказал я спокойно.

Он промолчал.

— Ну!

— Ты всё равно умрёшь, — сказал он торопливо. — Тебе не нужно оружия.

— Умру я или нет, это уж моё дело. Но ты мне верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. Понятно?

Он стал коротко, быстро дышать:

— Какой там полевой суд! Мы одни, и никто ничего не узнает. В сущности, тебя уже давно нет. О том, что ты ещё жив, ничего не известно.

Теперь он в упор смотрел на меня, и у него были очень странные глаза — какие-то торжественные, широко открытые».

Действительно, чистые и открытые всему доброму и хорошему глаза
Действительно, чистые и открытые всему доброму и хорошему глаза

Помните книгу "Гордость и предубеждение" Джейн Остин? Вроде бы все герои и героини нормальные, в силу сюжета. Я не буду говорить о мистере Джордже Уикхеме, он законченный мерзавец. А вы обратили внимание на Лидию Беннет, эту вертихвостку и её очень непонятную мамашу, миссис Беннет? Как у такой дамочки могли родиться две нормальные дочери? Или вопреки всему? Такое бывает! Если вы не читали книгу, то вы всегда можете исправить это упущение. Но смотреть телефильм 1995 года одно удовольствие. По поводу Лидии - да легкомысленная, но очень даже себе на уме.

"Поздравительное письмо, полученное Элизабет ко дню свадьбы, свидетельствовало, что подобные надежды питал если и не он сам, то, во всяком случае, его жена. Вот что там говорилось:

«Моя дорогая Лиззи, желаю тебе всяческих радостей. И если ты любишь мистера Дарси хотя бы наполовину так сильно, как я люблю моего дорогого Уикхема, ты должна себя чувствовать очень счастливой. Хорошо, что ты станешь такой богатой! Надеюсь, когда тебе нечем будет заняться, ты вспомнишь о нас. Я уверена, что Уикхем был бы не прочь получить место при дворе, и боюсь, у нас не будет хватать денег, чтобы прожить без некоторой поддержки. Думаю, что нам подошло бы любое место с доходом в триста — четыреста фунтов в год. Однако, если ты не найдешь нужным, пожалуйста, не говори об этом мистеру Дарси. Твоя и т.д.»."

Она же прекрасно видела, что Уикхем нравится её старшей сестре. Но сбежала с ним, тем самым навлекла на всю семью позор.

Сцена на балу.
Сцена на балу.

У меня вопрос для знатоков — почему две девушки на балу без перчаток? Прилично ли такое поведения в начале XIX века? Или костюмерша просто не обратила внимания на второстепенных персонажей фильма?

"Белую гвардию" Михаила Булгакова я прочитала намного позже после просмотра многосерийного фильма "Дни Турбиных". Сказать, что "Дни Турбиных" мне понравились, значит не сказать ничего! Я была в восхищении от всех героев. И на этом фоне у меня как-то проскользнул незамеченным Сергей Тальберг. Вроде и не явный злодей, и не то, чтобы сильно злорадный, но он бросает жену...

" В газете статья, принадлежащая перу Сергея Ивановича, а в статье слова:

Петлюра – авантюрист, грозящий своею опереткой гибелью краю…

– Тебя, Елена, ты сама понимаешь, я взять не могу на скитанья и неизвестность. Не правда ли?

Ни звука не ответила Елена, потому что была горда.

– Я думаю, что мне беспрепятственно удастся пробраться через Румынию в Крым и на Дон. Фон Буссов обещал мне содействие. Меня ценят. Немецкая оккупация превратилась в оперетку. Немцы уже уходят. (Шепот) Петлюра, по моим расчетам, тоже скоро рухнет.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А в третьем от паровоза вагоне, в купе, крытом полосатыми чехлами, вежливо и заискивающе улыбаясь, сидел Тальберг против германского лейтенанта и говорил по-немецки.

– О, ja, – тянул время от времени толстый лейтенант и пожевывал сигару.

Когда лейтенант заснул, двери во всех купе закрылись и в теплом и ослепительном вагоне настало монотонное дорожное бормотание, Тальберг вышел в коридор, откинул бледную штору с прозрачными буквами «Ю.-З. ж. д.» и долго глядел в мрак. "

"Белая гвардия"
"Белая гвардия"

Сергей Иванович никого не убил, никого не расстрелял, он просто сбежал. Именно таких людей следует бояться. Цитату Бруно Ясенски не привожу, думаю, в комментариях я её увижу.