Был ли Адам Смит манипулятором или всего-то запутался в словах? Давайте разберемся. Будучи сыном своей эпохи Адам Смит, говоря о «невидимой руке», имел ввиду не абстрактный экономический инструмент, а вполне конкретную руку.
Руку Бога!
Вот что в «Богатстве народов» писал А. Смит о деловом человеке:
«он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения.
Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».
Существуют вполне обоснованные исследования, утверждающие, что данное представление было не только распространено в Шотландии в XVIII в. но и обсуждалось в беседах Смита с Исааком Ньютоном о движимых Богом частях вселенной, как частей человеческого тела.
Это подтверждается хотя бы тем, что впервые «невидимую руку» А. Смит упоминает в «Истории астрономии» для объяснения научного подхода Исаака Ньютона.
Даже если это не так, и А. Смит рассуждал лишь экономическими категориями, куда важнее, как его идеи воспринимались читателями. А читатели его были все сплошь протестанты и отдельные католики.
Тогда, согласно А. Смиту выходит, что всё устроено таким образом, что сами по себе люди несовершенны (протестантская доктрина Sola Gratia), и за что бы они не брались, пытаясь делать добро, как правило, выходит всем боком.
Но если люди не сопротивляются своей греховной природе (алчности и эгоизму), то тут же вступает в дело Бог и превращает их алчность в общее благо, а эгоизм в добро, точно так же как Христос в свое время превратил воду в вино.
Развивая эту мысль, из логики «богатства народов» следует, что, пытаясь совершить что-то хорошее, доброе, люди покушаются на величие Христово, потому что, только продолжая вершить чудеса, Бог являет себя людям, и, напротив, эгоисты помогают Христу продолжить совершать чудеса, превращая эгоизм в добро, а алчность в благо.
Недаром глава британского правительства Уильям Питт-младший, по словам одного из современников, встретив Смита в обществе в 1787 году, отказался садиться раньше него. Это поистине преклонение равное преклонению перед английским королем. Если не больше!
А. Смит сформулировал сентенцию столь глубокую, столь всеобъемлющую, что она стала достоянием истории. В ней он попытался совместить несовместимое так удачно и так умно, что до сих пор восхищает замечательной изворотливостью человеческого ума.
Если бы А. Смит рассуждал только о человеке создающем материальные блага, совокупность которых увеличивает общий объем товаров, чем достигаются одновременно две цели: товары становятся доступнее, а цена их снижается, и следовательно растет общее благо. Но он зачем-то приплел то, что "преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества".
Судите сами. Когда человек сознательно стремится служить интересам общества, он не создает товаров или новой ценности. Занимаясь неэкономической деятельностью или попросту благотворительностью, он передает продукты и вещи другим людям безвозмездно - то есть даром.
В этом случае материальное богатство нации, естественно, не растет, поскольку вещи и продукты не попадают на свободный рынок и не увеличивают их доступность для широкого круга пользователей.
Получается, что Смиту в одном предложении удалось противопоставить экономические механизмы неэкономическим, чем он смог добиться впечатляющего результата – попал в историю.
Это всё равно, как если бы известный в СССР юморист Аркадий Райкин стал бы серьёзно рассуждать на тему того, что балерина, крутя фуэте на сцене Большого Театра, не всегда вырабатывает столько же электричества сколько за то же время выдает турбина гидроэлектростанции.
К счастью, Райкин обладал великолепным чувством юмора, чтобы обратить это в шутку, в отличии от Адама Смита и всех тех его восхищенных почитателей, которые относятся к таким рассуждениям без должной иронии.
Но если кто-то думает, что целью А. Смита была манипуляция несовместимыми понятиями, то это очень поверхностное представление о шотландском гении.
Всё намного глубже.
В ещё очень живой на тот момент христианской картине мира существовала негласная парадигма роста добра. Это не рост ВВП, это буквально рост добра. Суть её в том, что если люди, наполненные высшей любовью, будут делиться с другими, заботясь о ближнем, то будут увеличивать каждым своим добрым поступком количества добра в мире.
Адам Смит, ведомый своим недюжинным умом, предложил отказаться от устаревшего миропорядка, основанном на вере и совести, в пользу миропорядка, основанного на ценности.
Подобно первому из людей, вкусившему от древа познания, Адам Смит предоставил всем людям шанс взять судьбу в свои руки.
Оттого, что люди так много думали о благе других людей, наш мир топтался на месте, но чем больше вы будете заботится о своем личном благе, тем больше послужите великому делу по превращению Земли в райский сад.
Алчность служит рынку. Без неё не работали бы рыночные механизмы, а без человеческого одобрения торговля не стала бы столь популярным занятием.
Захотели бы тысячи благородных и не очень людей вставать на непростую предпринимательскую стезю, если бы так же, как и в средние века торгашество считалось бы бесчестным делом, недостойным порядочного человека?
Только человек таких высоких моральный принципов, как А. Смит, смог взять на себя такую сложную, но при этом архиважную задачу, по наделению необыкновенно нужной для рыночной экономики работы удивительными качествами.
Мы должны отдать должное его смелости и великодушию, поскольку в то время популяризировать труд торговца было сродни популяризации труда ассенизатора. А представителям этой древнейшей профессии остается лишь сожалеть, что ни один из титанов мысли не взялся за то, чтобы своим недюжинным умом слегка облагородить сопутствующей их работе запах.
Нельзя уверенно сказать, что каждый разглядывающий рейтинги миллиардеров не кривит нос, что ни в коем случае не значит, что неблаговидный запашок ещё пробивается сквозь глянец.
Как бы кто к этому не относился, но Адам Смит достойно справился, и мир стал другим во многом благодаря его гению. Жить стало намного лучше, жить стало веселее.
Невидимая рука сделала свое дело, наделив богатых людей особым магическим свойством видеть в собственной алчности особую добродетель, которую не способны понять и оценить все прочие простолюдины, а всех торговцев и вообще дельных людей одарила особой миссией на службе общему благу по превращению Земли в процветающий Эдемский Сад.
А на этом всё. Благодарю, что удалось дочитать.
Смело оставляйте дерзкие комментарии. Автор хорошо относится к заслуженной критике, еще лучше к незаслуженной похвале.
Читайте еще на канале: