Найти тему
Красраб

Не верь глазам. Верь сердцу!

Сцена из спектакля "Кукушка". Фото с сайта Большеулуйского РДК.
Сцена из спектакля "Кукушка". Фото с сайта Большеулуйского РДК.

При критическом анализе собственной психологической практики приходят на ум не успехи, а работа, когда ничем не смог помочь человеку. Недавно вспомнил один такой случай.

А пробудил его в сознании спектакль "Кукушка" Таи Беркович, поставленный народным любительским театром "Орфей" в Большеулуйском Доме культуры. Почему именно театральное действо послужило причиной воспоминаний? Очевидно, замечательная постановка, и... Впрочем, обо всём по порядку.

Вредная игрушка

Не смотря на двухгодичный интереснейший курс у профессора, вице-президента Всемирного совета по психотерапии Виктора Викторовича Макарова в начале девяностых. Несмотря на бесценный опыт - работу бок о бок с академиком Российской Академии естественных наук, профессором, доктором медицинских наук Марксом Гонопольским в его клинике в конце девяностых в Израиле. Несмотря на полученный мною в 2013 году статус действительного члена профессиональной психотерапевтической лиги Европейской ассоциации психотерапии....

Все эти регалии и маститые учителя не помогли мне, разобравшись в сути проблемы, решить её.

Это было летом 2013 года. Он приехал из города (недалеко от Большого Улуя) - отец четырнадцатилетнего мальчика. Сказал следующее:

- Были у... (называет фамилию опытного красноярского психиатра) - подозрение на пограничное состояние, за которым может последовать шизофрения. Предложил лечение в стационаре лекарственными средствами. Нам с женой этого очень бы не хотелось. Можно завтра привезти его к вам?

Интересуюсь условиями жизни. Сын единственный. Квартира, машина, приличная работа, достойная зарплата - полный джентльменский набор, касающийся материальных благ. С женой, по его словам, живут, что называется, душа в душу.

- Она у меня тихая, заботливая. Как родила, так и не работает, всю себя вкладывает в сына. А он - нервный без причины, вроде не дурак, а учится плохо, ничто его не интересует, вялый, отстаёт от сверстников по всем статьям - интеллектуально и физически. Днями и ночами сидит за компьютером. Мы уж его и наказывали, и насильно отрывали от этой вредной игрушки...

- Если всё так серьёзно, почему вместо того, чтобы применять насилие, вообще не убрать эту вредную игрушку из дома? - спрашиваю.

- Ну, как вам сказать... Какой дом нынче без компьютера? - вопросом на вопрос ответил он. - И продолжил: - Кроме того, жена тоже пользуется...

- Кем или чем - сыном или компьютером?

- Конечно же, компьютером, - мой собеседник кинул на меня недоумённый взгляд с видом оскорблённой невинности.

- Вы не досказали, я уточнил, - пояснил я. - Не хочу обидеть вашу жену и вас, но когда речь идёт о ребёнке, о его нездоровом пристрастии, приходится родителям жертвовать чем-то, менее значимым.

- Возможно, вы правы, но она тоже человек... Сидит в четырёх стенах на протяжении четырнадцати лет со дня его рождения...

Он недосказал начатую фразу в очередной раз, и я понял, кто передо мной - человек, для которого жена играет первую скрипку в семейных отношениях. Либо из-за полной концентрации внимания мужчины на своей работе, когда ни на что другое не остаётся ни времени, ни сил. Либо он - обыкновенный подкаблучник, несмотря на его респектабельную внешность. Скорее всего, первое.

Договорились, что завтра он приедет с женой и ребёнком. Что же происходило в этой семье на самом деле?

"В тихом омуте..."

Приступая к работе, имею в виду две профессиональные аксиомы. Первая: очень редко при первом знакомстве с психологом человек предъявляет истинную проблему. До действительной причины специалист должен докопаться сам, в результате подчас не скорого психоаналитического исследования. И даже не потому, что пациент или клиент сознательно пытается что-то скрыть...

Вторая аксиома: для продуктивной работы специалиста важно не то, что человек говорит, и даже не то, о чём он думает при этом, а - глубинная мотивация его поведения и состояния. Действительная, а не предъявленная проблема не отслеживается сознанием пациента, а находится в области его подсознания, куда доступ его разуму закрыт. Так устроен наш мозг. А вот специалист - и может, и должен выявить истину. На ней строится дальнейшее результативное взаимодействие.

Вот почему, кстати, общение с "бабушками" и прочими знахарями либо бесполезно, либо опасно. Им неведомы элементарные принципы функционирования мозга. Они принимают на веру любую информацию, следование которой может сильно навредить. После временного эффекта может наступить резкое ухудшение состояния, вплоть до летального исхода.

Но эти самоучки как бы уже не имеют к этому отношение - время прошло. Сталкивался с этим не раз, когда исправлять чью-то безграмотную деятельность весьма сложно. А порой и невозможно, когда время безнадёжно упущено. И тогда уже только медикаментозные средства психиатрии могут смягчить течение болезни.

Что стало ясно после нескольких встреч с мамой? Очаровательная блондинка лет тридцати пяти. Выпускница филологического факультета педагогического университета, но проработала только год. Ей этого хватило, чтобы с неподдельным ужасом вспоминать школу и своих учеников. Слабый голос и васильковые глаза, взгляд которых не выдерживает встречного взгляда и начинает блуждать где-то над головой собеседника.

В тихом омуте этих глаз пятнадцать лет назад утонул её избранник - отец ребёнка и не собирается выкарабкиваться на берег истины. Ему там хорошо. В семейных отношениях нет ничего сильнее притворной женской слабости, за которой обычно скрывается железная хватка. Случай совсем по Пушкину: "Но притворитесь! Этот взгляд! Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!".

Манипулировать мужем с помощью болезни родного сына?! Это и происходило в семье. "Чудовищно!" - скажете вы. И будете правы. Но дело в том, что подсознание весьма активно влияет на поведение человека, часто - сильнее, чем его разум. А игры подсознания могут быть смертельно опасными для самых близких нам людей, поскольку человек их не осознаёт.

Мама абсолютно искренне убеждена, что по-матерински заботится о сыне. И что его болезнь - от плохой наследственности... От чего угодно, но не результат её поведения и поступков. Её главной ценностью был не сын, а страх перед работой в школе. Он диктовал ей: сиди дома любой ценой.

Этой ценой стало здоровье ребёнка при внешней заботе о нём. Мама делала всё, опять же, как ни чудовищно это звучит, чтобы ребёнок оставался больным, не осознавая свою роль в этом. Тщательно скрываемая от мужа её нездоровая страсть к компьютеру, смартфону (психика требует сенсорной информации - получаемой пятью нашими органами чувств) стала главной моделью поведения сына с раннего детства, что очень вредно для неокрепшей психики. Подростковый кризис усугубил его состояние.

Моей рекомендацией стало одно - обратиться к психиатру. К психологу родители пришли слишком поздно, надо было лет десять назад. За это время изменения в мозге произошли уже на клеточном уровне. Только врач имеет право назначать лекарственные препараты, без которых - в данном случае - уже нельзя было обойтись.

Сюжет, взятый из жизни


Ассоциативный ряд моих воспоминаний пробудил театральный сюжет. Чем же? История происходит в обыкновенной квартире, покой в которой нарушает неожиданный звонок в дверь. После трёхлетнего отсутствия - очередного любовного приключения - Сашина жена Маша (её превосходно сыграла Евгения Матюшкина) вернулась в свою квартиру, но обнаружила, что её место уже занято другой. А муж стал инвалидом.

Сразу скажем, что роль Саши не слишком выигрышная - ограниченная нахождением в инвалидной коляске, не позволяющей полноценно конструировать себя в пространстве. Тем не менее, Евгений Скоморовский успешно справился с этой ролью.

Саша за время отсутствия жены обзавёлся новой пассией - Катей (убедительная игра Галины Перминовой). Её психологическая мотивация при этом, по мнению Саши, определяется покладистым характером интеллигентной, культурной женщины, не способной равнодушно пройти мимо чужой беды, и воспринимающей его боль как свою. В тихом омуте её чудных глаз читается покорность непростой женской доле - жизни с инвалидом, при ком она обречена быть заботливой сиделкой.

Понятно, что между женщинами конфликт неизбежен. Он назревает уже в самом начале и определят фабулу спектакля. На наших глазах возникает так называемое сквозное действие. Это реализация конфликта пьесы через событийно-действенный ряд, когда ведётся борьба за что-то ради чего-то. В данном случае - борьба и в прямом смысле слова, когда дело доходит до рукоприкладства двух женщин.

Правда, мы этого не видим, а судим по громкому вскрику одной из них. Мы не знаем, кто жертва, поскольку на сцене перед этим воцаряется абсолютная темнота. Удачный ход режиссёра - отключением света посеять интригу и в то же время избежать не слишком этичных подробностей этого кульминационного эпизода.

Зритель убеждён, что зачинщицей и победительницей в схватке стала Маша, что она и есть "кукушка", наглая, развязная, распутная, предъявляющая свои права на квартиру и законного мужа, уже заявившая в перепалке с Катей, чтобы она "выметалась отсюда".

Каково же наше удивление, когда вновь вспыхивает свет, и никто иной, а Маша сидит на полу - поверженная, растрёпанная, избитая. Понимаешь, что она, по сути своей, человек безвредный, без двойного дна. Просто у неё на уме то, что и на языке. Она с детства лишена была нормального образования и воспитания. Этим объясняется её поведение, в зависимости от складывающихся жизненных обстоятельств, которые сильней её.

А Катя - заботливая, милая, тихая Катя - проявляет под влиянием момента свою истинную сущность, диаметрально противоположную образу, созданному ею для доверчивого Саши. Это уже не интеллигентная дама, а рассерженная фурия. Это уже не любящая женщина, а деловая хищница.

Действительной психологической мотивацией и целью Кати была не забота о Саше, а его квартира. Для того, чтобы добиться своего, она втихую, загодя оформила собственное опекунство над Сашиной с Машей дочерью. И поэтому никто не вправе лишить её квадратных метров, которые для неё важнее совести и чести. То есть, "кукушкой", выживающей хозяев из их жилища, оказалась Катя.

Динамичность происходящих событий в немалой мере обусловлена триединством времени, места и действия по классическим канонам драматургии. И ещё - есть один незримый, но вполне реальный герой пьесы - музыка Евгения Матюшкина, гармонично вписавшаяся в канву событий. Он же - постановщик пьесы.

Драма с незамысловатым сюжетом легко могла бы превратиться в банальную "бытовуху". Этого удалось избежать профессиональным подходом к материалу пьесы, полной душевной отдачей избранному, весьма сложному виду творчества всего коллектива театра - режиссёра и актёров.

Не всё было абсолютно гладко, без сучка и задоринки. Есть замечания по поводу чёткой расстановки смысловых акцентов в отдельных эпизодах. Однако, в целом имеет место удачная постановка. Мораль: "В тихом омуте черти водятся"! Не верь глазам своим. Верь сердцу!

Пожелаем же молодому, но уже зрелому коллективу народного любительского театра "Орфей" дальнейших творческих успехов, пробуждающих полезные мысли, ассоциации, воспоминания... И умного, благодарного зрителя, какой и присутствовал в зале, судя по бурным аплодисментам.

Валерий ЗАЛЬЦМАН,

медицинский психолог.

Село Большой Улуй Красноярского края.