Найти тему
С.Н. Лазарев

Грех дьявола — это гордыня

Суть этого греха в том, что для человека его ум, способности, управление миром, собственная значимость становятся важнее, чем любовь к Богу и принятие Его воли. Дьяволизм — это внутренняя уверенность человека в том, что собственное «я», собственные корыстные желания — самое главное в жизни, то есть человек ставит себя на первый план, а Бога — на второй.

В евангельской сцене искушения в пустыне Иисус Христос показывает нам, что существует реальная возможность преодолеть гордыню в самом ее корне. Когда дьявол предлагает Христу власть над всеми царствами мира, «если, пав, поклонишься мне», — это самое масштабное искушение. Христос отвечает дьяволу, что одному только Богу нужно поклоняться и служить.

Для того чтобы не совершить промаха и выбрать правильный путь — путь к Богу, путь развития, — необходимо понимать, что Всевышний — источник жизни и поклоняться нужно Ему одному. Мы должны осознавать, что являемся частью Всевышнего и едины с Ним на высшем уровне.

Нужно ежедневно устремляться к любви и ощущать, что причиной всего сущего является Творец, источником всех наших благ и смыслом нашей жизни является Творец, и познание Его, единение с Ним является главным счастьем для человека.

Надо не только улучшать свои чувства и поведение, — необходима глубинная трансформация личности человека. Изменение своего поведения и своих чувств — это достаточно тяжелый, мучительный и длительный процесс. Насколько человек готов меняться, развиваться, каждый день заботиться о своей душе, насколько для него любовь и нравственность важнее собственной значимости, собственной жизни и благополучия, — настолько он преодолевает грех гордыни.

Не существует конкретных инструкций, методик, каких-либо способов, которые помогали бы преодолевать гордыню, гарантируя успешное ее преодоление. Есть только один рецепт — необходимо постоянно устремляться к Богу, к любви и улучшать свой характер.

Христос разрушил привычные стереотипы и принес совершенно новое понимание, как человек может преодолевать свою гордыню. Христос объяснил, что поведение человека — это следствие его чувств. Гордыня зарождается в самых глубинах нашей души, и для того чтобы ее преодолеть, нужны не столько внешние страдания, отрешенность и аскеза, сколько изменение личности человека, его мировоззрения, его мышления.

С чего начинается проповедь Христа? Христос повторяет то, что ранее было сказано Иоанном Крестителем: не Авраам, не человек является отцом евреев, их прародителем, а Бог, Который вдохнул душу в человека.

Только тот человек, который осознал свое единство с Творцом, может поставить Бога на первое место. Человек так устроен: мы хотим выжить, мы стремимся сохранить свое «я». Если человек считает, что его «я» отделено от Бога, — тогда он, спасая свое «я», борется с Божественной волей.

Если же мы осознаём, что Бог — источник нашей жизни, что наше истинное «я» — вечное и Божественное, — в этом случае, спасая свое «я», мы устремляемся к Богу и любви. В молитве «Отче наш» — единственной молитве, которую дал нам Христос, — мы обращаемся к Богу как к нашему Создателю, как к нашему Родителю, с которым мы едины на тонком плане.

В сцене искушения дьяволом в пустыне Христос показывает на своем примере, как преодолевается гордыня. Дьявол искушает Христа на всех трех уровнях — тела, духа и души.

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отказывается, отвечая: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В этой внешне непонятной фразе кроется научный механизм существования нашей души. Человек питается на двух уровнях: телу необходима физическая энергия, которую дает нам еда, а душа питается энергией, которую мы получаем от Всевышнего.

Не следует обращаться к Всевышнему с просьбами о достижении каких-то конкретных целей. Когда человек молится и просит здоровья, благополучия, — это, по сути дела, искушение Бога. Необходимо научиться сначала заботиться о душе, а потом уже — обо всем остальном. А когда для человека интересы духа и тела — на первом месте, когда для обеспечения этих интересов он использует возможности души и подсознания, тогда у него растет гордыня.

С.Н. Лазарев Преодоление гордыни